Интернет-зависимость в настоящее время является глобальной проблемой человечества, в группе риска находятся не только взрослые, но и дети, ведь пристрастие к интернет-жизни сильно вовлекает ребёнка, который исследует этот мир, а выбраться самостоятельно из возникшей зависимости ребёнку не представляется возможным.
Причинами интернет-зависимости у детей являются следующие:
1) большинству подростков сложно находить контакт с внешним миром по причине отсутствия умения социального общения. Такие дети считаются “белыми воронами”. Если ребёнок стеснительный или замкнутый, для него является большой сложностью общение со взрослыми и со своими сверстниками. Это является основной причиной для общения в интернете и появления интернет-зависимости.
2) интернет-общение для многих детей является своеобразным решением проблемы непринятия ребёнком многих социальных аспектов, непринятия обществом, которое отталкивает ребёнка от себя и не стремится контактировать. В интернете нет определённых правил поведения, что облегчает ребёнку решение проблемы с коммуникацией.
3) интернет – это не только общение. Всемирная паутина снабжает ребёнка не только общением со сверстниками, но также различными развлекательными сайтами, которые часто имеют возрастной ценз выше, чем у ребёнка.
4) онлайн-игры являются ещё одной основной причиной возникновения интернет-зависимости у ребёнка. Если ребёнок асоциален и не нуждается в общении с кем-либо, он уходит в игровой мир, где является хозяином положения, где он не вынужден идти на уступки, где он сам может сделать выбор.
Первичные признаки зависимости:
1) ребёнок уделяет компьютеру или телефону большое количество времени. Оно может варьироваться от 6 до 17 часов в сутки.
2) ребёнок отрицательно реагирует при просьбе выключить компьютер или убрать телефон. В последствии может провоцировать конфликты, давить на жалость.
3) при невозможности проведения своего времени за компьютером, ребёнок становится агрессивным, замыкается, не идёт на контакт с родителями.
4) если ребёнок скрывает свою деятельность в интернете от родителей. Не рассказывает в каких социальных сетях сидит, какие посещает сайты и цель их посещения.
Методы предотвращения и прекращения интернет-зависимости у ребёнка.
1) Стоит обратить внимание на первые этапы знакомства ребёнка с интернетом. Это не значит, что необходимо ежеминутно контролировать ребёнка в социальных сетях, достаточно обговорить с ребёнком основную специфику интернет-общения, объяснить, что на ребёнка может лечь ответственность за определённые действия в сети. Во многих случаях обсуждение правил о неправильном поведении в интернете может сократить время пребывания ребёнка в интернете.
2) современный родитель может установить программу с родительским контролем, которая будет отслеживать время, которое проводит ребёнок в сети. Софт родительского контроля ограничит время пребывания ребёнка в сети до установленного родителем временного промежутка. Обойти родительский контроль ребёнок не сможет.
3) дети очень часто берут модель поведения родителей и ставят эту модель себе в пример. Если родитель не отрывается от компьютера или иного гаджета, ребёнок повторяет поведение родителя. В этом случае следует переключить внимание на ребёнка, заняться активным образом жизни, достаточно будет не сидеть перед компьютером или с телефоном постоянно.
Родители являются основным и повседневным примером ребёнка, в зависимости от действий родителей, ребёнок будет поступать так или иначе, если в семье отсутствуют конфликты и ребёнку уделяется должное внимание – это будет являться фактором хорошей приспособленности ребёнка к жизни и его уверенности в себе.