Фото для иллюстрации из открытых источников.
Обучение письму обычно происходит одновременно с обучением чтению, но эти два навыка значительно отличаются друг от друга. Чтение можно освоить уже в раннем возрасте, тогда как письмо требует большей ловкости рук и координации движений, что иногда вызывает затруднения. Именно поэтому дети учатся читать быстрее, чем писать.
Прежде чем дать ребенку карандаш или ручку, необходимо уделить особое внимание правильному развитию моторики всего тела, особенно рук и ладоней. Обучение начинается уже в возрасте 2-3 лет, и не за столом, а на детской площадке. Ребенок должен активно двигаться и заниматься физическими упражнениями, чтобы задействовать все тело и улучшить координацию движений. Также важно практиковать мелкую моторику, то есть работу рук и пальцев. Обратите внимание на то, как ребенок справляется с повседневными задачами, такими как еда и одевание. Важно, чтобы малыш тренировал эти части тела, ведь письмо — это физическая активность, и держать ручку в руке может быть утомительно.
Список упражнений, которые должен выполнять ребенок, довольно обширен. Важно, чтобы вы активно участвовали в этом процессе и обеспечивали разнообразие. Так, например, можно тренировать руки, размахивая, бросая мячи, поднимаясь по лестнице или протягивая руки к мыльным пузырям. Также можно высыпать различные предметы и попросить ребенка сложить их в определенные чашки.
Хорошим вариантом являются упражнения с пластилином, мелками, кистями и красками. Интересным заданием может стать просьба к ребенку порвать бумажное полотенце на мелкие кусочки и скатать каждый кусочек в шарик, которыми он наполнит чашку или бутылку. Цель этих упражнений — вовлечь ребенка в деятельность рук и пальцев, чтобы он выполнял поставленные задачи, требующие конкретных движений.
Прежде чем приступить к обучению письму, необходимо научить ребенка правильно держать письменные принадлежности. Первые шаги к этому уже сделаны во время раскрасок и хранения карандашей. Важно обращать внимание на то, как малыш держит инструменты, и следить за тем, чтобы он делал это правильно. Большой и указательный пальцы должны образовывать форму капли, а средний палец удерживать карандаш или ручку сзади и как бы снизу. Сначала следует выбирать посуду большего размера для удобства, а затем переходить на более мелкие. Также могут быть полезны специальные резиновые накладки, которые предотвращают скольжение карандаша с руки.
Чтение требует только зрения, в то время как письмо — это уже высшее искусство, требующее зрительно-моторной координации. Помимо моторики рук и всего тела, необходимо также развивать эти навыки. Для этого отлично подходят стандартные игры с блоками, головоломки и задачи на память. Также важно, чтобы малыш рано начал кататься на велосипеде и скутере.
Как уже было отмечено, обучение письму начинается не в школе, а с ранних лет. Оно заключается в физическом и двигательном развитии ребенка. Это позволяет подготовить тело к правильному удержанию письменных инструментов и выработать правильный мышечный тонус. Когда малышу исполняется 4 года, можно начать с простых упражнений: построение линий и следов или рисование небольших элементов. Также полезно соединять точки.
Что касается написания конкретных букв, то изначально оно служит для фиксации правильной осанки. Ребенок учится писать отдельные буквы и только со временем начинает группировать их по слогам, а затем по словам. Окончательное обучение письму происходит в возрасте от 5 до 7 лет, а предыдущие процедуры имеют форму игры, чтобы выработать правильные привычки и стимулировать дальнейшее развитие.
Определенно, не стоит оставлять обучение письму до тех пор, пока ребенок не пойдет в школу. Это может привести к проблемам, с которыми он не сможет справиться самостоятельно, и может потребоваться сенсорная терапия или даже реабилитация из-за слишком низкого мышечного тонуса.