Фото для иллюстрации из открытых источников.
Кризис полутора лет. Как с ним бороться и получится ли? Чем он вреден и полезен малышу и родителям? С этими вопросами сталкиваются почти все родители полуторалеток.
Психологи отмечают, что нынешний кризис полутора лет это кризис трехлетнего возраста, наступивший ранее вследствие раннего развития малышей, ускорившегося ритма жизни их родителей, а, следовательно, и малышей. Еще пятнадцать-двадцать лет назад никто бы и не подумал, что до достижения малышами трех лет у них может быть какой-то кризис, а теперь это явление настолько повсеместно распространенное, что многие хватаются за головы.
Кризис у трехлетки же проходит под девизом «Я могу!». И если вдруг по какой-то причине малыш не прошел в полной мере кризиса полутора лет, не осознал свои желания, то кризис трех лет накроет его с удвоенной силой.
До этого возраста маленький человечек жил-не тужил, никому не докучал, никого не трогал, жил в единении со своей мамочкой и делала, что она ему велела. Передвигаться он тоже особо не мог, поэтому его устраивала его зависимость от больших людей его семьи.
Но вот малыш научился устойчиво стоять на ногах, передвигаться в том направлении, которое ему нравиться, понял, что может сам дойти до кота и даже до телевизора, осознал, что может влиять на этот мир, предметы, людей. Речь малыша становится членораздельной, разборчивой. В голове маленького человечка начинают строиться первые логические цепочки.
Таким образом, малыш начинает видеть и воспринимать мир именно таким, как видят его взрослые. И вот тут –то он и понимает, что мама не всегда поступает именно так, как он хочет. Да и вообще не понимает его! И это очень сложно, имея в наличии словарный запас из 20-50 слов объяснить взрослому человеку, чего же именно хочется малышу. И тут стоить обратить внимание на маму.
Первые полтора года она растила ребенка и опиралась только на свой материнский инстинкт и знания в области воспитания детей, чувствовала его плач и сразу приходила на помощь. А теперь у этого человечка появились свои взгляды, желания и потребности, которые сложно понять, ведь ему не хватает слов точно их выразить . Мама пытается идти по старому сценарию – отвлечь малыша собакой в окне или красной машинкой, а малыш еще активнее объясняет, чего же именно он добивается. Если мама и дальше будет не понимать и отвлекает ребенка, то ему остается только один путь – громко заплакать от обиды. Вот тут мама совершенно не понимает, что же происходит, и зачастую выходит из себя. Она пытается наругать ребенка, запретить ему плакать и иногда может даже шлепнуть от бессилия, но и это не заставит ребенка успокоиться, а приведет к еще большим слезам.
Ответ один – постараться понять, чего же добивается малыш. Если это получиться, то следует сделать с ребенком то, что он хочет. И здесь нужно понимать, что это не подчинение ребенку, а позитивное сотрудничество.
Очень часто малыши полутора лет отказываются ложиться спать. И это тоже проявление кризиса. В этом случае маме следует заранее описывать ребенку план действий: сейчас мы соберем игрушки, покушаем суп, а потом пойдем спать. В этом случае ребенку будет проще настроиться на сон, и когда подойдет время он легче согласиться, лечь в кроватку. Можно отвлекать малыша разговорами и вопросами: с кем ты сегодня пойдешь спать – с зайкой или мишкой, каким одеялком будем укрываться и т.д. При этом у малыша спустя перечисленный круг действий возникнет ощущение сонливости, чего мама и добивалась.
Также кризис проявляется в отказе от еды или прогулки/возвращении с прогулки, требовании запрещенных предметов.
Что же делать в этом случае?
Стараться не провоцировать ребенка запрещенными предметами – ножами, ножницами, как и в случае с отказом от сна заранее описывать план действий и задач малыша, чтобы к определенному моменту он проголодался, устал. Если малыш отказывается гулять или возвращаться с прогулки, то следует сказать ему, что дома его игрушки соскучились и плачут, ждут его очень сильно. В целом, ребенка следует увлекать.
Если маме не удается понять, чего же хочет ее малыш, то стоит присесть на корточки, чтобы оказаться наравне с малышом. Возможно, тогда маме удастся увидеть и понять, на что ее ребенок указывает пальчиком, объяснят, как же сложно залезть на стул или диван, достать стакан с высокого стола или что-то еще, кажущееся взрослому человеку простым делом. Главное, всегда сохранять спокойствие. Спокойная мама – спокойный малыш.