Фото для иллюстрации из открытых источников.
Пунктуальность – очень хорошая черта в человеке. С людьми, которые уважительно относятся к своему и чужому времени, всегда приятно иметь дело.
С детьми до 4-х лет о пунктуальности, конечно, говорить нет смысла. Однако ребёнок к этому возрасту уже знает, что есть часы, что иногда нужно торопиться, чтобы не опоздать в детский сад или на прогулку. Дети, без сомнения, уже сталкивались с подобной ситуацией. В 4-5 лет детям уже интересны разговоры о дне и ночи, о календаре. Нужно удовлетворять их любопытство, рассказывая, показывая иллюстрации в книгах, справочниках.
Родители могут сформировать в ребёнке старшего дошкольного и младшего школьного возраста пунктуальность, применяя различные приёмы:
- беседовать с ребёнком о ценности времени, о часах, календаре,
- показывать, как работают часы,
- составлять с ребёнком распорядок дня, план на утро, день, вечер,
- готовиться к завтрашнему дню с вечера.
Ребёнку нужно объяснять, что пунктуальный человек всё успевает, вовремя приходит и уходит, планирует и рассчитывает время заранее. Школьнику нужно купить часы или научить смотреть время на сотовом телефоне. Важно, чтобы ребёнок умел следить за временем.
Не нужно ругать детей за опоздания, иначе возникнет повышенное чувство тревожности. Если ребёнок опоздал в школу, то следует предоставить ему возможность самому объяснить причину учителю, так формируется чувство ответственности. Пунктуальность и ответственность очень близки. Кроме того, пунктуальное поведение – это проявление уважения к другим людям. Объяснив причину своего опоздания учителю, школьник, конечно же, будет испытывать определённое неудобство. Он запомнит этот дискомфорт и не захочет повторения ситуации.
Если ребёнок часто опаздывает на занятия, то нужно вместе с ним найти причину. Может быть, он долго одевается, ищет какие-то вещи, смотрит информацию в телефоне. Выяснив, составить план решения проблемы. Например, долго одевается: приготовить одежду с вечера, повесить или положить на стул, утром надевать именно то, что приготовлено, ничего не придумывать. Чтобы не искать вещи, нужно всегда их класть на место. Информацию в телефоне можно смотреть часами, поэтому можно отложить это занятие до вечера или взглянуть в автобусе, если до школы добираться на общественном транспорте. Также нужно тщательно изучить маршрут до школы, выбрать самый короткий и безопасный.
У каждого ребёнка должен быть распорядок дня, можно его написать или напечатать на листе бумаги и повесить на стену. При составлении плана на день нужно учесть, какие мероприятия будут именно сегодня, куда нужно сходить и что сделать, обязательно указать время. Можно оставить какие-либо промежутки на тот случай, если что-то пойдёт не так. Конечно же, нужно придерживаться написанного, анализировать, что получилось, а что нет. Не нужно планировать много на один день, так может быть создана ситуация неуспеха. Иногда бывает так, что ребёнок пришёл без опоздания на занятие кружка, но так увлёкся, что забыл, во сколько ему нужно уйти. Эта ситуация может возникнуть, если уроки в общеобразовательной школе во вторую смену, а занятие кружка с утра. Клеил, например, авиамодель, не успел, попросил разрешения остаться ещё, доклеил модель, но в школу уже опоздал. Пунктуальный человек должен всегда следить за временем.
В конце дня есть смысл расспросить сына или дочь о том, всё ли сделано за день, какие были проблемы. Разговаривать нужно очень доброжелательно, ребёнок не должен бояться порицания, если что-то из намеченного не выполнено. А вот похвалить, если всё хорошо, нужно обязательно.
Воспитывая в ребёнке пунктуальность с раннего возраста, родители закладывают фундамент будущей успешности своего сына или дочери. Без сомнения, дети будут благодарны за это своим мамам и папам.