Известный московский педагог и директор одной школы-комплекса Евгений Ямбург как-то сравнил стрессы, испытываемые домашним шестилетним малышом в первом классе на уроке письма по общепринятой школьной программе, с состоянием космонавта при взлете, заметив, что ничуть не преувеличивает, а опирается на результаты тестирования и кардиограмм.
Ребенок попадает в условия плавного перехода от полу-домашнего детсадовского бытия (с дневным сном, прогулкой, играми) к занятиям, которые еще сохраняют игровой характер и лишь постепенно увеличиваются во времени. Здесь исчезает обычный зазор между детсадом и школой. Ведь какие бы умения ни приобрел ребенок в саду, школа часто начинает все с нуля, хотя всякий детский сад по своему официальному статусу дошкольное образовательное учреждение. Но зачастую этот статус – некая условность, поскольку часто он не подкреплен содержанием жизни детсада. А вот объединение его со школой меняет эту ситуацию.
Ребенок задает тысячи «почему», на которые в домашнем быту то некогда, то непросто ответить всерьез. Почему растут деревья и откуда приходит зима, или где я был, когда ты была маленькая? Ответить понятно и удовлетворить детское любопытство – значит подумать вместе с ребенком. Но всем ли нам хватает на это уменья и терпенья? А отвечая формально, мы гасим драгоценную детскую любознательность.
В саду-школе радуются каждому вопросу ребенка, побуждая его спрашивать еще и еще. Например, на уроке географии, перед ребятами развертывают огромную физическую карту мира, и они решают, что и почему окрашено на ней в зеленый, синий и коричневый цвета. Вспоминая свои походы в зоопарк, расселяют животных по поясам земли. Выясняют куда и откуда текут реки.
А на уроке английского в младшей группе проводят с ребятами игры, в которых участвуют ежики, зайцы, мишки и т п. Дети принимают зверей в гости, потом играют в мяч и разучивают английские песенки. На уроках информатики их учат общаться с компьютерами. В запасе есть около сотни игр. Строят на экране домики, разбирают и собирают матрешек... Идут занятия по математике, чтению, рисованию, лепке. Дети знакомятся со сказками Пушкина, Андерсена, братьев Гримм, русскими народными сказками, сказами Бажова. Есть занятия по развитию речи. В школу дети перейдут в семилетнем возрасте.
Это несомненное благо для их здоровья и самочувствия. Такие занятия для ребенка – продолжение игры, удовольствие. Ребят не натаскивают, не принуждают делать что-то против их желания. Идет, скажем, рисование. Один и образ предмета легко схватывает, и краски выразительные находит. Другой вначале каракули еле выводит, не хочет рисовать. Но, глядя на других, и он постепенно втягивается в это занятие, особенно если ему помочь и похвалить. Хочет ребенок держать на уроке любимую игрушку – пожалуйста. Он так самоуспокаивается. Учителя не травмируют детей, идут им навстречу. Потихоньку готовят к школьной работе. Делают детки и зарядку для пальчиков, для глаз. А сам отбор в школу происходит здесь же, в привычной для детей обстановке. Возьмут, может быть, не всех, но многих, причем по объективным данным.
Учебно-воспитательные комплексы, как ни тяжеловесно звучит это название, – будущее школы, которая при всех нынешних трудностях стремится все-таки стать более гуманной. Наши потребности в образовании хоть и обгоняют школу, но побуждают ее совершенствоваться, равняясь на лучшие образцы.