Слезы от поражения или громкие истерики. Родителям трехлеток часто приходится сталкиваться с такой реакцией на проигрыш. Причем ребенок воспринимает как борьбу не только игры, но и самые простые действия: кто откроет дверь первым, нажмет кнопку на пульте, съест обед, кому достанется последняя конфета и многие другие ситуации. И в это время возникает логичный вопрос.
Родители в замешательстве от такого поведения и обычно допускают ошибки в процессе воспитания.
Что они делают не правильно?
1. Применяют угрозы. Отказываются играть, пока дитя себя не успокоит.
2. Пытаются подыграть ему.
3. Начинают специально проигрывать. Иногда возникают ссоры между родителями, когда кто-то из них забыл проиграть.
4. Начинают объяснять, что проигрывать это нормально. Это пустая трата времени. В таком возрасте ребенок не будет воспринимать эту информацию.
5. Самое худшее, что они делают – начинают орать на ребенка, чтобы он прекратил кричать и плакать.
Так как же научить ребёнка проигрывать? Если самые логичные способы на самом деле ошибочные.
На самом деле такая негативная реакция на поражение нормальное явление у детей. Ребёнок хотел победить, но проиграл. Что с ним происходит? Он расстроен и пребывает в гневном состоянии. Естественно, что происходит выплеск негативных эмоций. И цель родителей должна быть не подавить эмоции, а поддержать своего ребенка, помочь ему пережить состояние гнева.
Больше играть в игры с малышом, в процессе которых он будет и выигрывать и проигрывать. Он должен привыкнуть, что в жизни бывают поражения, тогда он научится справляться с негативными эмоциями. Специально создавать проигрышные ситуации не имеет смысла, ребенок не настолько глуп, чтобы не понять этого.
Истерика все же случилась. Не получится что-либо сказать в этот момент, он не услышит. Надо дать время ребёнку на «горе», а после успокоения, спокойно обсудить ситуацию и пожалеть, обнять малыша.
Обратить внимание на то, что надо сделать, чтобы в следующий раз получилось победить. То есть провести работу над ошибками.
В соревнованиях вместе радоваться за победителя. Во время проигрыша на своем примере показать, как огорчаться от поражения, но добавляя, что в следующий раз обязательно получится победить.
Как метод борьбы с истериками можно использовать чтение терапевтических сказок, где сюжет основан на ситуациях проигрывания и что этого происходит с героем.
Делиться своим опытом поражений и рассказывать, как справились с гневом, огорчением.
Таким образом, маленькими шажками ребенок научится управлять своими эмоциями и понимать, что нет смысла огорчаться, что лучше подготовиться к следующей игре и попытаться снова победить.
Если все время поддаваться, то в другой среде, например, в детском саду или школе, у ребенка будут трудности в общении. Если запрещать выплескивать свои эмоции, может случиться так, что ребенок начнет копить обиду и будет мстить победителю. И надо помнить, что желание побеждать естественное. А так как ребенок существо не зрелое, ему трудно справляться с эмоциями. Задача родителей принять поведение ребенка и помочь ему её пережить. Здорово, когда есть стремление к победе. Значит, малыш растет победителем по жизни.