Понятие кризиса – сложное протекание перехода из одного возрастного периода в другой.
Причина кризиса - ограничение вновь возникших потребностей.
В три года кризис возникает из-за потребности действовать самостоятельно. Данное явление часто называют «Ясам».
Семантика кризиса трех лет:
1. Отрицательное поведение. Отклик не на сущность предложения старшего, а на сам факт наличия данного предложения. Желание совершить все без исключения напротив, в том числе и несмотря на свое желание.
2. Упорство. Дошкольник требует чего-то не из-за желания, а из-за того, что это было потребовано однажды. Заключен своим начальным желанием.
3. Непокорство. Оно не имеет лица, ориентировано вопреки общепризнанных принципов, привитых во время воспитательного процесса, какие формировались с рождения до этого возраста
4. Прихоть. Старается все без исключения совершить самостоятельно.
5. Восстание. Малыш пребывает в состоянии противоборства с окружающим миром.
6. Падение ранее привитых ценностей. Малыш задирает, ругает, оскорбляет взрослых и отца с матерью.
7. Тирания. Малыш вынуждает отца с матерью совершать то, чего он хочет.
Каким же образом лучше действовать эмоционального всплеска малыша?
• Обязательно нужно сохранять спокойствие. Мать и отец должны сохранять постоянное состояние, а не пытаться утешить или как-то иначе среагировать на эмоциональный всплеск. В таком случае ребенок начнет пользоваться этим и манипулировать родителями и другими взрослыми.
• Стоит избавить ребенка от причины эмоциональной нестабильности. Родитель должен по-стараться отвернуть ребенка, удалить его на далекое расстояние.
• Альтернатива/уговор. Родитель может поставить условие или/или (пример: «Или мы сей-час покупаем игрушку, или в твой день рождения мы поедем кататься на аттракционах), либо постараться договориться (пример: «Мы купим игрушку, которую ты хочешь, после того, как поможешь мне с уборкой»).
• Не нужно бояться сказать нет. Это закрепит за родителями авторитет.
• Необходимо стать примером в психологическом смысле. Родитель должен поддерживать собственное состояние, ни срываться, ни повышать тон, чтобы быть объектом подражания.
В три года у детей сюжетно-ролевая игра считается основной, главенствующей причиной поступков.
Действия игры необходимы, ведь в них закладываются основы учебной деятельности, так дети отражают жизнь взрослых, приобретают и уточняют знание об окружающем мире, складываются нормы нравственного поведения, происходит осознание внутреннего мира, развивается мышление образами и предметами, возникает творческое воображение, речь развивается все быстрее.
Осознание себя, как отдельной личности, отдельного разума, изменение к окружающему, собственному, общему
Нормализация сознания проходит исключительно по-своему, но можно выделить общие признаки:
1. малыш начинает осознавать свою уникальность, особенность по сравнению с другими;
2. ребенок в три года видит разницу в предмете и поступке с ним; делая какие-либо манипуляции с вещью, малыш обращает внимание на взрослых, их реакцию и поведение, ищет нечто похожее, отличное и почти постоянно принимает решения и действует самостоятельно, без родителей.
3. происходит полное понимание желаний, причин поступков (я сам – психологическое новшество ранних лет)
Опасность чрезмерного внедрения игры в жизнь ребенка.
Воображение раскрывается постепенно, по мере накопления определенного опыта, и развивается она в игре.
Раскрытие воображения таит опасности:
1. детские страхи;
2.чрезмерное развитие воображения, когда ребенок полностью уходит в мир фантазии, все выдуманные ситуации проигрывает про себя, никак не сопровождая это внешними действиями.
В три года ребенку не терпится почувствовать себя независимым. В данный период развития ребята раскрывают собственное "хочу" и склонны защищать его пред старшими. В три года просыпается воображение и осознание себя равно как персоны.
Отцу с матерью немаловажно понимать, то что проблемы трех лет – совсем не выражение вредности либо отрицательного отношения к родителям, а естественная потребность познать себя, познать чувство свободы и своей важности.