Ленивая мама — это не та, которая бросила ребенка и не обращает на него внимание, а та, что научила малыша делать посильные для его возраста действия и тем самым обрела свободное время для себя.
Ребенок самостоятельно может кушать, одеваться, засыпать – это все естественные потребности. Может собирать игрушки, делать уроки, разогревать себе обед и т.п. Родителям важно замечать какие действия малышу уже посильны, а до каких нужно дорасти. Конечно, ребенок в 1,5 года не может одеваться, но кушать — вполне!
У каждого малыша свой темп развития – взрослым необходимо руководствоваться определенным правилам:
Если малыш не развит физически, не развита мелкая моторика, тогда родителю необходимо делать за него.
Ребенок не может сделать самостоятельно, т.к. не умеет – следует его научить (повторять действие вместе, пока не будет получаться).
Не делает потому что капризничает – следует успокоить, подсказать, но не делать все за него!
Любая ошибка – это опыт, благодаря которому учатся что-то делать. Плохо помыл пол или посуду, все равно нужно похвалить малыша. Взрослым необходимо набраться терпения, т.к. прежде, чем ребенок научится самостоятельности в доме будет ни одна лужа и ни одна разбитая тарелка.
Пусть малыш выбирает одежду в детский сад или в гости, купит себе фрукты или хлопья на завтрак. Принимает решения как проводить выходной день, распределяет домашние обязанности. Да, по началу взрослым сложно предоставить решения детям, но очень скоро можно будет заметить инициативу и самостоятельность у малыша, а значит родительский труд станет легче.
Окружающая среда – комфортная и безопасная. Для воспитания самодисциплины должны быть необходимые предметы: будильник – вовремя просыпаться; контейнеры для игрушек – удобно собирать в них; специальные коробочки для мелочей на рабочем столе и т.п.
Ребенка больше всего мотивирует наводить порядок, если он выбирает вещи для хранения. Научится распределять время, если вместе с ним заполнить интересный плакат с режимом дня.
К возрасту 5-6 лет формируется критическое мышление – умение оценивать себя, поступки и делать выводы. Самоконтроль необходим, чтобы доводить начатое дело до конца, делать что-то поэтапно. Ребенку легче контролировать брата или сверстника, следить за правильностью выполнения заданий, но такие навыки в дальнейшем научат анализировать свои действия.
Творчество развивает мышление, фантазию, ребенок учится предугадывать результат. Например: использовать изобразительную деятельность, музыку, танцы для формирования творческих способностей. Существует метод “решение проблемных ситуаций” или квестов, благодаря чему дети учатся по разному смотреть на одну и ту же проблему, искать различные способы решения.
Взрослый для ребенка – образец поведения, взаимоотношений, в том числе в быту. Как взрослый относится к домашним обязанностям, так будет действовать и ребенок. Нужно подходить творчески к любому делу: не нравится уборка – превратить ее в веселое приключение с музыкой и танцами.
Следует относиться уважительно к малышу, доверять и он научится самостоятельно принимать решения, ухаживать за собой, заботиться об окружающих. Важно поощрять, хвалить за проявления самостоятельности, тогда он поймет: домашние дела – не обуза, а путь к взаимоуважению и свободе.