Каждый человек сталкивался с критикой в свою сторону. Не важно, занимается человек творчеством или нет, критиковаться могут обычные решения, поступки. Другое дело в том, что критика может быть здоровой, адекватной. Когда она исходит от друзей, близких, знакомых и направлена на то, чтобы человек улучшил какие-либо свои качества. Но что же делать с нездоровой критикой? Когда критика переходит грань, и становиться оскорблением.
Практические советы по восприятию критики
1. Предвидеть
2. Обдумать
3. Разрядить обстановку
4. Обобщить
5. Признать ошибки
В первую очередь, перед презентацией или выступлением необходимо обдумать, какие пункты могут вызвать негативную реакцию аудитории. Так человек будет выглядеть увереннее. Подобное действие позволит подготовить ответы на предполагаемые вопросы дома, в спокойной обстановке и воспользоваться заготовками в нужный момент. Если человека критикуют в обычном бытовом разговоре, то следует обдумать, что еще могло вызвать такую бурную реакцию собеседника. Возможно, причина вовсе не в говорящем, а в каких-то внутренних проблемах критикующего, а негатив является просто всплеском эмоций.
Услышав критику в свой адрес многие совершают серьезную ошибку – торопятся с ответом. Грубая, неадекватная критика может вызвать гнев, реакцией на который станет импульсивный, необдуманный ответ, который усугубить положение еще больше. Для того, чтобы этого избежать, следует взять паузу, хотя бы пару минут, чтобы обдумать услышанное, подготовить ответ. Таким образом, ответ будет выглядеть более уверенным и взвешенным, следовательно, больше шансов на то, что аудитория воспримет его положительно.
Даже если человек, которому была адресована критика, не согласен с мнением говорящего, не стоит сразу же это показывать. Ответ стоит начать с дружелюбной фразы, которая поможет расположить собеседника к себе, заработать доверие окружающих, даст понять, что дальнейший конфликт не обязателен. После этого, стоит открыто выражать свое мнение, однако нужно избегать оскорблений и резких выражений, которые могут задеть чувства аудитории.
Обобщение всегда может помочь справиться с критикой. Речь идет о том, чтобы ответить не на конкретный вопрос или выпад, а на более общий, фундаментальный вопрос. Возможно, критикующий, не услышав конкретного ответа, сам сменит тему и позволит продолжить дискуссию. Такой метод уклона от вопроса, создание новой темы часто используют политики, что раз за разом доказывает его эффективность.
Самый легкий способ избавиться от критики – признать свои ошибки. Однако, не стоит становиться на сторону критикующего. Важно понимать, в чем заключается причина критики. Тогда спокойно можно говорить о том, что следует сделать, чтобы избежать повторения ошибки. Нужно всегда быть на своей стороне, и стороне своей команды, не позволять критикующим продолжать спор. Признав ошибки, следует сказать, что их исправят в скором времени, и сменить тему.