Каждый водитель сталкивался с агрессивным поведением на дороге. Конфликты вспыхивают все чаще, накал страстей возрастает. Дело доходит даже до оружия.
Причины агрессивного поведения за рулем.
Участниками дорожного движения являются люди, различные по интеллекту, образованию и психической устойчивости. Психологи и социологи пытаются понять, почему иногда вполне спокойный на работе и в быту человек, на дороге превращается в психопата. Скорее всего на дороге он стал самим собой. Причин возникновения агрессии много. Это стрессы, бешеные темпы жизни, постоянное психологическое давление, хроническая усталость и вечная боязнь современного человека куда-то не успеть. Да и проверка на психическое здоровье при получении прав превратилась в пустую формальность. В результате на наших дорогах можно встретить абсолютно неадекватных личностей. А есть ведь еще и вечные проблемы с дорожным покрытием, и непродуманное управление дорожными потоками, создающие пробки и условия для дорожно-транспортных происшествий. По большому счету конфликтность на дороге – это отражение состояния общества. Известная фраза «как живем, так и ездим» подтверждает эту мысль.
Чаще агрессии подвергаются те, кто слабее, кто не может равноценно ответить. Это могут быть как пешеходы, так и соседи-водители. Женщина же за рулем дорогой машины действует на некоторых автомобилистов как красная тряпка на быка. Надо признать, что встречаются дамы, которые своим поведением оправдывают самые нелицеприятные анекдоты об автоледи. Но большинство женщин водят машины аккуратно, ведут себя на дороге вежливо и презрительного отношения к себе не заслуживают. Однако каждая из них подвергалась несправедливым нападкам со стороны мужчин, а многие подтвердят, что стали жертвами дорожной агрессии.
Как себя вести на дороге, чтобы не навлекать гнев соучастников дорожного движения? Придерживайтесь нескольких правил.
Правила поведения, уберегающие от конфликтов.
1). Соблюдайте правила дорожного движения. Как бы банально это не звучало, к такому водителю очень трудно придраться. Не давайте поводов для раздражения.
2). Не отвлекайтесь во время движения: не надо разговаривать по сотовому телефону, тем более – писать смс-сообщения. Не стоит краситься, пить напитки или что-нибудь есть. Одна дама въехала в бампер впереди идущей машины, потому что засмотрелась на витрину магазина.
3). Будьте вежливы: никого не подрезайте, уступите дорогу, если это требуется, не загораживайте проездов, паркуйтесь так, чтобы ваша машина никому не мешала.
4). Не отвечайте на провокации, оскорбительные выкрики или неприличные жесты. Держитесь подальше от неадекватных водителей. Они заметны: часто перестраиваются из ряда в ряд, резко тормозят, или бешено стартуют, совершают неожиданные маневры. Заметив такой автомобиль, постарайтесь его объехать или отстать от него.
5). Если конфликта избежать не удалось, позаботьтесь о своей безопасности. Не выходите из машины, не открывайте двери и окна. Постарайтесь уехать при первой возможности. Если этого вам сделать не дают, вызывайте полицию.
6). Бич мегаполиса – пробки, они могут вывести из себя кого угодно. Какофония нетерпеливых гудков, наглецы, пытающиеся объехать затор по пешеходному тротуару, и усугубляющие ситуацию еще больше, все это очень действует на нервы. Успокойтесь, почитайте что-нибудь, поговорите по телефону, послушайте музыку, обдумайте и спланируйте предстоящие дела. Главное, не раздражайтесь, сохраняйте душевное равновесие.
Все человеческие качества на дороге проявляются особенно ярко. Хороший человек не превращается в хама только потому, что сел за руль. Воспитанный, вежливый человек, чувствующий ответственность не только за свою безопасность, но и за безопасность окружающих, таким остается и на дороге. Бороться с хулиганами можно и нужно. Но без повышения культурного уровня участников движения мало что изменится. Надо воспитывать правильное отношение друг к другу. И начинать надо с себя. И может быть на наши дороги вернутся взаимоуважение и взаимовыручка.