Некоторые 3-х летние малыши знают весь алфавит, 2-х летние, занимаясь по методике Зайцева читают по слогам. Эти достижения, безусловно впечатляют. Но стоит ли торопить события? Как чтение влияет на общее развитие малыша? И как родителям самостоятельно обучить ребёнка читать?
С какого возраста можно обучать ребёнка чтению?
Возраст не является определяющим. Учить читать можно, когда ребёнок уже умеет говорить, проявляет интерес к книгам и буквам. Если, слушая сказки, малыш «тычет в книжку пальчик», спрашивает, а что здесь написано, можно приступать к обучению.
Раннее развитие. Чтение с пелёнок.
Если малютка принимает это, отвечает радостным смехом, а не плачем, почему бы и нет? Но все насильственные действия со стороны мамы просто неприемлемы. Нервная система ребёнка этого не выдержит. Возможны плачевные последствия, в том числе и заикание.
Для младенца в пелёнках гораздо важнее слышать мамину речь и ощущать прикосновение ласковых родительских рук. Ни одна суперсовременная методика не поможет, если мама не будет разговаривать с крохой, разрабатывать маленькие пальчики, действенно проявлять любовь к малышу.
С чего начать?
Если просто показывать ребёнку буквы, он запомнит их как картинки, не проводя никакой ассоциации. А ведь должна происходить определённая работа от простого к сложному. Кроме того, родители часто совершают ошибку, называя не звук, а букву: «эн», «эс» и т.д., чем ещё больше запутывают малыша.
Как правильно обучать ребёнка?
Существует отработанная годами методика обучения чтению. Вначале изучаются гласные звуки «а», «о», «у», «и», затем губные – «п», «м», потом в любом порядке все остальные.
К примеру, показываем и называем ребёнку «а», сразу же учимся её писать или пропечатывать. Для лучшего запоминания лепим букву из пластилина или солёного теста, выкладываем из счётных палочек, спичек, пуговиц. Можно приговаривать: палочка, палочка и перекладина – так написание буквы лучше отложится в памяти.
После этого придумываем слова на этот звук. Именно звук, его мы слышим и произносим, а букву пишем. Если малышу поначалу сложно, помогите ему, скажите: «Я знаю слово «арбуз», а ты какое знаешь?». Ребёнок непременно что-нибудь придумает! Подкрепляйте свои слова рисунками или вырезками из журналов. Наклейте в тетрадку, где кроха прописывает буквы, картинку с аистом, астрой, ананасом. Нарисуйте маму, качающую малыша, и подпишите: «а-а-а-а», пусть малютка прочитает, что там написано.
Затем изучите какой-нибудь незатейливый стишок на этот звук, например, про аиста или автобус. Обязательно подытожьте свою работу и похвалите ребёнка: «Какую букву мы сегодня изучили? «А»! Какой ты молодец, так стараешься, у тебя всё замечательно получается!». Будьте уверены, после 1-2 занятий ребёнок выучит букву основательно. По такой же схеме изучите все остальные буквы.
После того, как пройдёте «о», нарисуйте от неё стрелочку к букве «а» и расскажите малышу, как буквы спешат навстречу друг к другу, пусть прочитает полученные комбинации «а-о», «о-а».
Когда же в багаже окажется и буква «у», можно составлять односложные слова «ау», «уа». А если подкрепить их картинкой плачущего в коляске младенца или заблудившихся в лесу детей, процесс обучения пойдёт ещё быстрей. Очень скоро малыш сможет прочитать: «ма-ма, а-у», и сам от себя придёт в восторг.
Точно также можно учить считать, и не просто считать, но и сочетать цифру со словом: одно яблоко, пять яблок. Если кроха сможет правильно согласовывать числительное и существительное, поиграйте с ним в игру, называйте один предмет, а малыш пусть называет, к примеру, семь.
Эта методика хороша тем, что ребёнок одновременно учится читать и писать, приучается к усидчивости, т.е. приходит в школу практически подготовленным.
Будет ли ребёнку интересно в школе, если он будет всё знать?
Будет интересно. Программа в школе достаточно насыщенная, да и большинство детей приходят в первый класс, уже умея читать. Кроме того, малыш, много знающий и умеющий, всегда вызывает уважение сверстников, благодаря чему у него растёт уверенность в себе, своих силах. А это, согласитесь, многого стоит.