Для родителей важны самостоятельность и благополучие их детей в будущем. Правильное воспитание, включая приучение к помощи по хозяйству, приведет к формированию успешной личности. Стереотип, что стирка, уборка и готовка касаются только девочек, давно устарел. Приобщение к помощи взрослым по хозяйству полезно как для мальчиков, так и для девочек.
Как приучать ребенка к помощи по дому
Приучение должно быть незначительным и постепенным. Начиная с трех лет можно использовать тягу ребенка к подражанию. Например, вытереть стол, расставить игрушки по местам малышам по силам и в радость. В особенности если это преподносится в форме игры и подкрепляется примером родителей. Например, «Мишке пора спать, нужно его уложить в постель».
Дети старшего дошкольного возраста могут подмести пол, вымыть посуду. Воспитать чувство ответственности можно, связав причину и следствие: вымой посуду – ешь из чистой тарелки. В 8 лет детей можно научить варить пельмени, резать овощи, жарить яичницу. Тогда они могут о себе позаботиться. Еще в это время важным для будущей жизни будет приучение к порядку – важно раскладывать вещи по своим местам и делать небольшую уборку ежедневно. Школьник должен узнать, что поддерживать порядок гораздо легче, чем убирать накопившиеся большие завалы.
Важно, чтобы ведение определенных домашних дел было регулярным и вошло в привычку. Можно составить график выполнения задач. Например, днём посуду моет ребенок, вечером – мама. Домашние дела не должны быть наказанием — необходимо сформировать у детей положительные ассоциации, связанные с этими занятиями. Кроме того, критиковать также нельзя. Нужно объяснять, спокойно рассказывать и показывать как нужно делать, если ребенок не может справиться с делами.
Рекомендации для родителей:
1. Совместные действия. Если маленький ребенок желает помочь родителям, нужно ему это позволить, иначе он перестанет предлагать помощь.
2. Объединение игры и уборки. Например, игра в Золушку, или сортировка игрушек по цвету или форме во время уборки.
3. Благодарность малышу за выполненную работу. Поощрения воодушевляют детей на новые подвиги и повышают самооценку.
4. Задания соответственно возрасту и желанию. Не стоит давать малышу сложные задания, лучше спросить у него, чем он сам хотел бы заняться.
Если, все же ребенок не хочет помогать, нужно анализировать ситуацию. Возможно, его не приучали к этому, т.к. жалели. Либо родители или старшие дети и сами не всегда за собой убирают. Или же дети не чувствуют благодарности за свои усилия и не слышат слов похвалы. Разбор ситуации и работа родителей над ошибками, как правило, помогают.