Маленькие дети еще не могут понять смысл постоянства. Для них, как только вы покидаете их поле зрения, вы ушли навсегда. Вот почему к 10 месяцам ваш ребенок начинает плакать, когда вы выходите из комнаты Он повиснет на ваших ногах, будет визжать, когда вы выходите из дома.
Осознание того, что страх разлуки совершенно нормален, не облегчает его управление. Некоторые родители избегают сцен с плачем, предпочитая никогда не оставлять своих детей. Это не практично для большинства родителей, а также препятствует развитию уверенности ребенка. Хотя большинство детей начинают преодолевать стресс от разлуки в 18 месяцев, вы можете научить ребенка уже сейчас, что эта разлука не является постоянной.
Когда ваш ребенок не спит, скажите «пока», выйдите из комнаты на некоторое время, а затем вернитесь с улыбкой и объятием. Повторяйте часто в течение дня, увеличивая постепенно время каждый раз, когда вы находитесь вне комнаты. (Если ваш ребенок начинает плакать, как только вы выходите из комнаты, постарайтесь поддерживать с ним связь, разговаривая с ним, пока вы находитесь вне поля зрения.)
Такие игры, как «куку» и прятки также очень приятные способы научить обнадеживающей реальности постоянства объектов. Наиболее сложными, но и дидактическими являются короткие периоды разлуки. Оставьте ребенка с кем-то, кому вы доверяете (и знакомого), пока вы делаете несколько кругов вокруг дома или сходите в магазин. Улыбайтесь и будьте оптимистичны, когда уходите (несмотря на плачущего ребенка, который висит на вашей ноге), и когда возвращаетесь.
Делая это много раз в неделю, вы научите своего ребенка тому, что вы действительно вернетесь и что разлуку не стоит бояться.
После 6 месяцев у детей может развиться страх вещей в их окружении. Громкий шум пылесоса или гром могут испугать их. Большие животные, фейерверки и клоуны также могут их напугать. Эти страхи происходят из-за неизвестного, неожиданных и неконтролируемых ситуаций.
Если у вашего ребенка появляются такие страхи, постарайтесь снизить чувствительность к этой реакции. Например, если это пылесос, дайте ребенку поиграть с ним и узнать его, когда он выключен. Покажите ему переключатель, с помощью которого он включается и выключается, и пусть он сам попробует управлять пылесосом. Чтобы справиться со страхом собак, посмотрите мультик или почитайте вместе книгу о ребенке и его любимой собаке. Дайте ему мягкую плюшевую собачку для игры. Покажите ему очень маленького щенка издалека. Потихоньку, позвольте ребенку решить, может ли он приближаться к объекту своего страха.
• Уважайте страхи вашего ребенка. Ожидание, когда ваш ребенок станет «сильным», просто вызывает у него больше стресса.
• Признайте его страх и проявите понимание, сказав, например: «Я понимаю, что громкие звуки могут быть страшными».
• Наградите вашего ребенка за любую попытку преодолеть его страхи, какими бы маленькими они ни были.
• Заверьте вашего ребенка, что он будет защищен и что никакого вреда не будет.
• Помните, что у всех детей есть врожденный страх перед неизвестным и неконтролируемым миром.
Избегайте:
• преувеличивать вашу поддержку. Если вы перестраховываете ребенка, то он может заподозрить, что есть чего бояться.
• Напоминать ему о смысле страха. Посыл «Не бойся» может сделать страх выбором, о котором ребенок даже не думал.
• Называть страхи своего ребенка «глупыми»! Они реальны и очень важны для вашего ребенка.
• Угрожать ему наказанием, основанным на каком-либо страхе. Скажем, например: «Если ты не прекратишь плакать, я оставлю тебя в магазине». Это создает новый страх оставления.
• Ожидать, что ваш ребенок будет думать так же, как вы. Ваш ребенок неопытен в этом мире, и не может знать наверняка, что звук сирены например не может повредить ему.
Не забывайте:
Тревога разлуки, страхи ребенка перед неизвестным, неожиданным и неконтролируемым — все это нормальные стадии развития. Все преодолевается временем и пониманием. Родители должны понимать и принимать эту стадию развития своего ребенка, в которой он больше всего подвержен страхам и стрессу.