Любой родитель гордится своим чадом, который в школе получает одни пятерки. За чтобы не брался — везде похвала. С ним все хотят дружить, просят помочь, списать и т. д. Ребенок «круглый» отличник. У него высокие требования к себе. Все или ничего. Тратит много времени на уроки, не оставляя времени на обычные детские радости. Но так ли это хорошо, как может показаться на первый взгляд?
Причины возникновения синдрома отличника.
Первая причина — это родители, которые хотят и требуют, чтобы их ребенок добился успеха там, где они сами претерпели неудачи. Успех ребенка — это словно возможность взять реванш за собственные неудачи.
Вторая причина также кроется в родителях, но с обратной стороны. Когда родители, наоборот, уделяют мало времени ребенку. И малыш, чтобы завоевать расположение и любовь родителей, переключается на учебу, оценками показывая, какой он молодец. И часто это превращается в навязчивую идею.
Третья причина — желание быть во всем первым, может быть следствием низкой самооценки ребенка.
Такое поведение закладывается в детском возрасте. Многие родители сами живут с синдромом отличника, встречали таких в детском саду — мамы-активистки, в школе, мамы и папы — в центре всего на свете, и в институте такое тоже бывает. Они пойдут на все, чтобы их чадо было лучшим во всем и получало только первые места и лучшие оценки.
Не требуйте от своих детей самых лучших показателей, чтобы они ни делали. Не давите, будьте гибкими и лояльными. Не требуйте больше из того, что умеет ребенок.
Слишком высокие требования при неудаче могут заставить ребенка разочароваться в себе, развить неуверенность, которая зацепится на долгие годы, он может замкнуться, разовьется зависть к более успешным людям. Позволяйте совершать ошибки. Почаще хвалите. На ошибках учатся, а неудачи закаляют.
Если ребенок и правда обладает разными талантами, и что-то у него получается лучше других, то и требования к нему с каждым разом будут расти. Его будут ставить в пример другим детям, возлагать некоторые завышенные надежды. Такой ребенок будет понимать, что он другой, ему нельзя подвести родителей, он будет стараться соответствовать тем ожиданиям, которые возлагают на него родители, учителя.
Не вешайте на ребенка ярлыка «Самый», что он самый лучший, самый умный, самый талантливый. У ребенка должна развиваться разная поведенческая модель. Учиться быть разным в любых жизненных ситуациях. Ребенок не должен жить в вечном напряжении, быть самым лучшим во всем. Он должен учиться быть гибким и не терять жизнерадостности.
Синдром отличника опасен тем, что нежная детская психика может легко сломаться. И тогда уже родителям потребуется помощь профессионального психолога. Не доводите до такого. Дети должны оставаться детьми.