Все родители рано или поздно сталкиваются с необходимостью введения правил для ребёнка. Но порой мама или папа испытывают растерянность: что нужно запрещать, как эти запреты вводить и как наказывать за их нарушение. И нужно ли вообще наказание за нарушение правил.
Самые первые правила и запреты направлены на безопасность. В своем стремлении изучать окружающий мир малыш может случайно навредить себе. Запреты учат ребёнка управлять своим поведением и эмоциями. Также формируются представления о том, что хорошо, а что плохо, о том, что допустимо, а что нет. Кроме того, ребёнок, с помощью введения правил, учится вести себя в обществе. Они необходимы для общения с окружающими людьми.
В качестве наглядного примера благотворного влияния правил на жизнь ребёнка можно привести один эксперимент, проведённый психологами несколько лет назад. В комнате оставили группу 4-х летних детей, а на столе в комнате – тарелку с конфетами. При этом детям сообщили, что угощение брать нельзя. Часть ребят выполнили условия и не прикасались к сладостям. Часть – не смогли удержаться и нарушили запрет. Через 20 лет психологи отследили, что стало с уже повзрослевшими участниками эксперимента. Выяснилось, что те дети, которые нарушили запрет на конфеты, повзрослев, не смогли справиться с уже более серьёзными соблазнами, многие из них страдали от различных пагубных зависимостей.
Правила могут вводиться по мере взросления ребёнка, или после повторения какой-то конфликтной ситуации. При этом обязательно нужно объяснить, что в семье существуют определённые правила. Или вводятся новые. Конечно, если появляется запрет, которого раньше не было, возникнет вполне закономерный вопрос, почему то, что было можно ещё вчера, сегодня уже нельзя. В этом случае введение нового правила можно привязать к определённому периоду, событию. Например, с достижением ребёнком определённого возраста. Или с тем, что он начал ходить в школу.
Конечно, если говорить ребёнку, что в семье действуют какие-либо правила, необходимо чтобы все члены семьи их соблюдали. При этом, могут быть правила, которые касаются только детей. Например, ложиться спать в 9 вечера.
Есть дети, которые «проверяют», насколько правила работают. Если сказали «нельзя» – это правда значит «нельзя», или иногда можно? В таких случаях нужно проявить твёрдость и настаивать на соблюдении правил. Также не стоит вводить сразу множество запретов. Лучше, если их будет немного, но при этом они будут действенными.
Вводя в жизнь ребёнка ограничения и запреты, стоит придерживаться некоторых правил:
1. Запреты по возрасту. Если малышу 2 года – ему сложно объяснит, почему нельзя трогать бездомных животных. А дети постарше уже способны это понять.
2. Запрещая не просто сказать «Нельзя и всё тут», а объяснить, почему нельзя. Например, почему нельзя сунуть в розетку палец или перейти дорогу на красный свет.
3. Перед тем, как что-то запретить, нужно спросить себя: действительно ли запрет необходим? Или он просто удобен взрослым? Нельзя поиграть на улице в мяч по объективным причинам или маме просто не хочется, чтобы ребёнок испачкал новую футболку?
4. Прежде чем наказать за нарушение какого-то правила, нужно убедиться, что ребёнок знает о существовании правила и понимает его суть. Т.е. нарушил правила сознательно.
5. Установленные запреты должны поддерживаться всеми членами семьи. Не должно быть такого, что мама разрешила ребёнку сладости только после обеда, а бабушка по просьбе малыша сразу дала конфету.
6. Последовательность в установлении ограничений. Есть правила, которые не обсуждаются. Такие, как нормы поведения в общественном месте, например. Ребёнку нужно обязательно объяснять такие запреты. Можно, и даже нужно, показывать документы, которые висят в общественных местах.
7. Изменение запретов с возрастом. По мере взросления ребёнка, правила должны меняться. Например, детям старшего возраста можно ложиться спать на час позже.
8. Хвалить за хорошее поведение. Нельзя ругать и наказывать ребёнка за нарушение запретов, и при этом не обращать внимания на его заслуги. Очень важно похвалить ребёнка, если он научился, например, мыть за собой посуду без напоминаний, или убираться в комнате.
Установление границ в поведении должно быть направлено на поддержание гармоничных отношений между ребёнком и родителями, сохранение родительского авторитета. Но при этом не стоит превращать жизнь ребёнка в одни сплошные запреты. Во всём важно знать меру.