Дети от рождения очень разные по характеру, темпераменту и умственным способностям. Кто-то из них с легкостью усваивает новый материал в школе, а у кого-то с этим бывают большие трудности. Причиной этому может являться задержка психического развития (далее ЗПР). И хотя существует несколько типов ее происхождения, в этой статье будет рассматриваться психогенный.
У детей с ЗПР может страдать как в целом развитие психики, так и отдельно способности к запоминанию, мышлению, внимательности и восприятию, при этом они не являются умственно отсталыми. Они испытывают сложности в общении с другими детьми, предпочитают уединенную деятельность, и поэтому навыки коммуникации у них не появляются. Характерна тревожность, слабая стрессоустойчивость, несамостоятельность, лабильность психики. Эмоциональные реакции порой не соотносятся с ситуацией, они нестабильны и могут резко поменяться.
Дети с ЗПР психогенного генеза физически здоровы и имеют сохранные психические системы, в отличие от остальных трех типов. Неблагополучное воспитание является здесь тем фактором, который формирует отставание в развитии. А именно, ЗПР может сформироваться в следующих случаях:
• Гипоопека (недостаточная опека). Это значит, что ребенок растет в условиях отсутствия со стороны родителей интереса к его жизни. Это выражается в невнимательности к его проблемам, неучастии в становлении его личности, отстраненности, холодности. Физические потребности ребенка удовлетворяются, но эмоциональной близости в семье нет, и отношение родителей к своим обязанностям формальное. В итоге ребенок чувствует, что он не нужен и нелюбим, он не заинтересован в познавательной деятельности, внушаем.
• Гиперопека (чрезмерная опека). К такому стилю воспитания расположены родители с повышенным уровнем тревожности. Они одновременно всячески угождают желаниям ребенка, вместе с тем в попытках обезопасить его не дают почти никакой свободы в том, чтобы накапливать собственный опыт, преодолевая трудности своими силами. В результате он лишен самостоятельности, инициативности, независимости, способности к тому, чтобы прикладывать волю и усилие в каком-либо деле – одним словом инфантилен.
• Развитие личности по невротическому типу. Ребенок растет в семье, где у него постоянно провоцируются сильные эмоции, но существует запрет на их проявление, члены семьи непоследовательны и непредсказуемы, склонны к проявлению психологического и физического насилия. В связи с этим у него формируются высокая тревожность, навязчивости, неврозы, встречается синдром выученной беспомощности.
ЗПР психогенного происхождения формируется в результате внешних условий и может быть правильно скорректирована посредством их изменения с помощью специалиста.