С достижением определенного возраста поведение ребенка может резко измениться, что порой застает родителей врасплох. Эти перемены свидетельствуют о кризисе трех лет. Статья поведает о том, как кризис выглядит, и что необходимо предпринять родителям, чтобы наиболее безболезненно его пройти.
Нет четкого момента, в который данный кризис проявляется, но обычно он случается в периоде от двух с половиной до трех с половиной лет, и продолжается на протяжении нескольких месяцев. Выраженность его может варьироваться от ярких истерик до совсем незаметного протекания. Кризис – это нормальное явление, во время которого ребенок начинает осознавать себя как личность, формирует в себе черты характера и пробует неизвестные ему ранее способы взаимодействия с окружением. В это время ему крайне важно заявлять о себе и чувствовать, что с ним считаются.
Кризис трех лет чаще всего характеризуется:
• Негативизмом, выражающимся в том, чтобы делать что-то наперекор просьбе, последовавшей от конкретного человека. Ребенок выборочно подходит к тому, кому подчиняться, а кого игнорировать, поэтому может вести себя по-разному в зависимости от определенного взрослого.
• Своевольным поведением, проявления которого хорошо читаются в потребности все делать самостоятельно, даже если эти потребности пока не соответствуют возможностям в силу возраста.
• Бескомпромиссностью. Ребенок продолжает настаивать в достижении своих желаний только потому, что они непременно должны быть выполнены, даже если уже не актуальны. При этом отсутствует еще гибкость мышления, поэтому исполнено все должно быть в точности так, как он себе представил.
• Сопротивлением порядкам, устоявшимся в семье. В попытках отстоять свою независимость ребенок ввязывается в конфликты со взрослыми.
• Потерей ценности в том, что раньше для ребенка имело значение, будь то драгоценные игрушки или даже сами родители.
Симптомы данной стадии развития с течением времени сглаживаются самостоятельно, однако все еще желательно придерживаться следующих общих рекомендаций. Родителям стоит согласовать их систему воспитания, которая не должна содержать гиперопеки или деспотизма. Правила поведения подаются спокойно, твердо и с объяснением того, почему они именно такие. В ситуациях разногласия ищется компромисс, в котором ребенок сможет сделать выбор. Обязательно позволяется посильная ребенку доля самостоятельности. Важно стимулировать стремление к познанию окружающего мира и обучать навыкам коммуникации. Чрезмерные ограничения на этой фазе способствуют только подавлению личности, бездеятельности и даже задержками в развитии.