Не секрет, что мамочки на детской площадке регулярно обмениваются опытом и делятся впечатлениями о развитии своих деток. Так им спокойнее живется… Но если вдруг сыночек Ванечка еще не агукает, а его сверстница – трехмесячная очаровашка Сонечка уже улюлюкает вовсю, мамочку Ванечки одолевают смутные сомнения и она отправляется на поиски информации во всевозможных источниках про развитие ребенка до года.
Сразу хочется отметить, что нервно-психическое развитие ребенка до 1 года в большей степени обусловлено влиянием окружающей среды. Другими словами, от того, какая обстановка окружает малыша, сколько времени ему уделяют взрослые и на сколько качественно занимаются с ним родители зависит психическое развитие крохи. Безусловно, речь не идет о детках с нарушениями в работе центральной нервной системы и двигательного аппарата, там задержки психомоторного развития берут начало совсем в других источниках.
В течение первого года жизни малыша даже невооруженным взглядом заметны скачки в его развитии, а происходят они, как правило, в 3, 6, 9 и 12 месяцев. В эти периоды я замечала за сыном скачки взросления, они так и мелькают перед глазами как слайд-шоу. Вот его взгляд становится все более осмысленным, а вот он уже пытается улыбаться мне, вот протягивает ручки, а здесь пытается словить погремушку и удержать ее. Сел, пополз, пошел, заговорил…. У каждой мамочки откладываются такие моменты в памяти, потому что такие важные моменты в жизни крохи просто невозможно не заметить!
Но давайте, наконец, поговорим, как развивается ребенок до года по месяцам. Что он должен уметь в конце каждого месяца своего «взросления» на первом году жизни?
Если к ребенку ласково заговорить, то он начинает улыбаться в ответ (улыбка еще неосознанная), сосредотачивает взгляд на говорящем человеке и может следить за подвижным предметом. В этот период развивается слух малыша, и он может поворачивать голову в сторону, где раздается звук.
Реакция на обращение к ребенку – это его моментальная улыбка, просто скажите ему пару ласковых слов, и он не заставит вас ждать, а просто улыбнется в ответ. Лежа в кроватке с легкостью удерживает длительный взгляд на неподвижном и движущемся предмете, прислушивается к происходящему и реагирует на звуки.
Переложите кроху на живот, он должен на короткие промежутки времени поднять и удерживать голову.
Этот период развития малыша часто называют агуканьем. Кроха активно двигает ногами, руками, может самостоятельно переворачиваться со спины на живот, уверенно держит голову в положении «стоя» на руках у взрослого, а еще ребенок подолгу гулит, чем приводит в умиление бабушек. Взгляд становится все более осознанным, и ребенок может сосредотачивать взгляд на ярких предметах, лице говорящего человека. А еще любит играть с погремушками, висящими над его грудью в кроватке или коляске – способен толкать их руками.
В четыре месяца малыш способен узнавать маму и папу, при встрече протягивает к ним руки, улыбается. Любит рассматривать и держать в руках красочные предметы, игрушки. Оттачивает все движения и навыки, приобретенные в прошлом месяце – теперь они становятся все более осознанными и точными.
Узнает родственников (родителей, бабушек, дедушек), но в то же время сторонится незнакомых людей, может расплакаться, если на руки возьмет чужой человек.
Любимый предмет – игрушка, если положить рядом с ребенком, дотянется до нее и возьмет в руки. Любит лежать на животе и рассматривать окружающее пространство, ведь так отрывается гораздо лучший и интересный вид, чем лежа на спине. С большим удовольствием гулит, как бы распевая звуки. Уже умеет уверенно стоять на ножках при поддержке взрослых и есть с ложки.
В этот период малыш знает, как его зовут и способен реагировать на свое имя. Может занимать себя сам, активно интересуется игрушками и подолгу играет с ними. Свободно переворачивается в обоих направлениях: со спины на живот и с живота на спину. Некоторые детки в этом возрасте начинаются ползать, способен удерживать ложку и хорошо ест с нее.
Играет с предметами: берет их в руки, рассматривает, переворачивает, проверяет «на зуб», стучит и размахивает ею. Может повторять за взрослыми отдельные звуки и делает это все более и более уверенно. Спросите его: «где мишка?» и малыш ищет взглядом плюшевого мишку.
С легкостью встает в манеже или в кроватке, где есть бортик, за который можно ухватиться. Также держась за опору, может даже передвигаться по квартире. Выполняет простейшие движения по просьбе взрослого: ладушки, сорока-ворона и т.д. В восемь месяцев может грызть кусочек яблока или печенье самостоятельно, удерживая его в руках. Любит пить из чашки, но сам еще не может ее держать в руках.
Способен легко передвигаться по периметру помещения, держась за опору. Интересуется не только игрушками, но и проявляет интерес к кастрюлям мамы и инструментам папы. А еще проявляет настойчивость в открытии всевозможных шкафчиков и выворачивает их содержимое на пол. На просьбу «дай мячик» находит и дает мяч. Продолжает учиться говорить, повторяя отдельные слоги.
На долгое время может занимать себя игрушками, выполняет простейшие действия, такие как «дай кубик», «брось мячик», «возьми зайчика». С каждым днем в словарном запасе десятимесячного крохи появляется все больше новых слогов, подражая взрослому, он их пытается повторить и запомнить.
Проявляет все больший интерес к кубикам и пирамидкам, любит складывать кубики друг на друга, собирать пирамидку (пока еще беспорядочно накидывает кольца) и по просьбе взрослого все это делает. Может стоять без поддержки и делает первые шаги самостоятельно. А словарный запас пополняется первыми словами: «мама», «дай», «на».
Самостоятельно ходит без поддержки взрослого, знает имена близких людей, проявляет радость при встрече своих друзей, с которыми проводит время на площадке. Понимает названия предметов и может принести их взрослому. Знает до десятка легких слов.