Переход в новую школу, новый класс или появление статуса нового члена семьи у ребенка вызывает проблемы привыкания к изменившимся обстоятельствам. Каждому ребенку сложно привыкнуть к новым друзьям, школе или окружению. Переход в другую школу вызывает у детей чувство стресса, растерянности. Если не помогать справиться с проблемой вливания в новый коллектив, в дальнейшем у ребенка возникнут сложности в общении.
Труднее всего приходиться детям, которые от природы замкнуты и застенчивы. Они и в своем обычном окружении испытывают сложности во взаимодействии с другими людьми, а переход к новому сопровождается еще большим стрессом. В этом случае ребенку необходимо помочь адаптироваться условиям.
Ребенку сложно привыкать к новой школе или месту жительства, если его окружающие не оказываю ему поддержки. Для ребенка нежелательно вообще менять школу, потому что в процессе общения у него появляются друзья, и изменение школы приведет к потере общения с близкими людьми. Особенно тяжело приспосабливаться к новому подросткам, которые уже имеют свои интересы, свой круг общения и цели.
1.Нужно создать ребенку комфортные условия, поговорить с ним, объяснить необходимость переезда. Это поможет увидеть проблемы детей и справиться с ними.
2.Родители должны объяснить ребенку, что в новом коллективе нужно показывать свои положительные стороны, начинать общение не с конфликта, а с дружеской беседы.
3.В результате конфликта в новом коллективе, необходимо предоставить подростку возможность самостоятельно уладить причины разногласий. В противном случае вмешательство родителей приведет к худшим последствиям.
4.При переходе в новую школу можно дать ребенку небольшой талисман, который поможет ему адаптироваться.
Помощь родителей играет важную роль в процессе адаптации ребенка в новой школе или на новом месте жительства. Они знают интересы и способности своих детей, поэтому могут познакомить их с учителями и одноклассниками. Также учитель может предложить ребенку рассказать о себе, чтобы ближе познакомиться с новым окружением.
Дети, особенно подростки, сильнее страдают от изменения привычных условий, поэтому им сложнее приспособиться. Потеряв сразу всех друзей, лишившись возможности посещать знакомые места, дети испытывают стресс. Они не могут заново начать знакомиться, боясь снова все потерять.
Чтобы определить, готов ли ребенок к новому классу, родителям следует обратить внимание на следующие признаки:
1.Дети охотно идут на занятия.
2.Ребенок становиться более самостоятельным, принимает участие в деятельности нового коллектива.
3.Ребенок с воодушевлением рассказывает обо всех событиях, происходящих в школе.
4.Дети быстро встают по утрам и бегут в школу или дополнительные занятия.
Чтобы приспособиться к новой школе, ребенку достаточно двух недель. Если родители заметили, что за это время у детей не появилось новых знакомых, ему не интересно посещать занятия, на это следует обратить особое внимание. В более тяжелых случаях ребенку может понадобиться помощь специалиста, школьного психолога. Он выслушает школьника, предложит ему модель поведения в новом коллективе и будет сопровождать его некоторое время.
Новый район, новая школа и новые знакомства – все это огромный стресс для ребенка, который потерял старых друзей, а новых еще не приобрел. В этой ситуации родители не должны оставаться в стороне. Однако и слишком большое давление родителей на детей тоже может отрицательно сказываться на адаптации детей.
В первые дни учебы в новом коллективе родители должны минимизировать требования к детям. Они еще не привыкли к изменениям в расписании, ученой нагрузке, у них нет близкого круга общения. Требовать от ребенка сразу хороших оценок и поведения не представляется возможным.
Чтобы ребенок быстрее адаптировался родителям необходимо чаще интересоваться школьными событиями, принимать участие в делах школы и класса. Родители должны поощрять участие ребенка в школьных поездках, мероприятиях или экскурсиях. Следует ненавязчиво выяснить у школьника, с кем он общается, есть ли у него новые друзья. Если ребенок попросит помощи у родителей, необходимо откликнутся на его просьбу. В этом случае подросток будет уверен, что родителей интересует его мнение и его интересы.
Чем быстрее и безболезненнее пройдет адаптация ребенка, тем проще будет и ему, и родителям на новом месте жительства и в новой школе.