В первый год ребенок совершает самый стремительный скачок развития – от полной беспомощности до умения ходить, говорить, думать. Разные дети по-разному осваивают навыки: кто-то спешит начать самостоятельную жизнь, кто-то движется неторопливо. На основе многолетних наблюдений врачи постарались определить те нормы, которые, при общих равных условиях, должны соответствовать нормальному развитию ребенка.
Годовалые малыши умеют ловко подниматься из любого положения, ровно сидеть и стоять, ползать или даже ходить. Наиболее активные дети пропускают стадию ползания, но ходят или бегают еще не очень уверенно, прибегая к поддержке родителей и опираясь на близлежащие предметы. Им нравится подниматься и спускаться, а потому они увлекаются «скалолазанием» по стульям и лестницам.
Эти навыки показывают взаимодействие умственной деятельности ребенка с органами чувств, воображением и эмоциями. Он осваивает более сложные игры – пирамидки, сортеры, изучает территорию вокруг себя, залезая в шкафы и кастрюли, пробует сюжетные игры, одевая кукол и катая машинки. Малыш начинает копировать взрослых людей или товарищей по играм, повторяя действия, пытаясь красить губы, как мама, или что-то чинить, как папа.
Эмоции и желания выражаются первыми словами, жестами, звуками, мимикой. Дети уже распознают свое окружение, узнавая по фото бабушку или братика, а в книжках могут верно указать на животное, дерево, предмет. Их эмоции становятся более осмысленными: они радуются приходу мамы и злятся, если у них забирают игрушку. Любимое занятие годовалых малышей– танцевать под ритмичную музыку, с прихлопыванием, притопыванием.
Уже понимая обращенную к нему речь, особенно интонации, ребенок пытается отвечать жестами, звуками, слогами или звукоподражанием типа «му» при указании на корову. Если говорить с ребенком короткими фразами, простыми словами с четкой артикуляцией, словарный запас к году может достигнуть десятка слов.
Дети с этого возраста стремятся быть самостоятельными, поэтому охотно осваивают столовые приборы и кружки – непроливайки, сами одеваются, моют и вытирают руки, пробуют твердую пищу и приучаются к горшку.
Навыки годовалого ребенка напрямую зависят от родителей – насколько терпеливо и усердно с ним будут заниматься и как много предоставлять самостоятельности для познания окружающего мира.