Депрессия у детей встречается с той же частотой, что и депрессия у взрослых. Следовательно, необходимо знать, как правильно поставить дифференциальный диагноз и не перепутать его с другими поведенческими расстройствами, которые могут иметь сходную клиническую картину.
В детстве депрессия чаще проявляется раздражением, а не грустью. В подавленном состоянии дети также страдают от проблем со сном. Депрессия у детей встречается с одинаковой частотой как у мальчиков, так и у девочек. Однако в подростковом возрасте ситуация меняется. Тогда депрессия чаще поражает девочек. Та же тенденция прослеживается и в зрелом возрасте. Депрессия у ребенка может появиться по разным причинам. Вероятность ее возникновения увеличивается от генетических и наследственных факторов.
Если один из родителей страдает или когда-то страдал от депрессии, возрастает риск появления расстройства у ребенка. Другими факторами риска являются школа, внеклассные мероприятия, авторитарные и противоречивые указания.
Депрессия у ребенка является серьезной проблемой, поэтому не стоит пускать ход болезни на самотек. К счастью, большинство детей более восприимчивы к психологической терапии, поэтому своевременное лечение дает отличные результаты.
Депрессия у ребенка: лечение
Согласно современным исследованиям, можно утверждать, что фармакологическая и психологическая терапия хорошо работает при лечении депрессии у взрослых. Оба метода считаются альтернативными. В свою очередь, в случае депрессии у детей и подростков, только психологическая терапия пользуется достаточной эмпирической поддержкой.
Использование лекарств в лечении детей гораздо менее эффективно, чем у взрослых, и вызывает больше побочных эффектов.
1. Старк терапия на основе самоконтроля
Эта терапия основана на модели Рема, которая предполагает, что депрессия возникает в результате ошибок в процессах самонаблюдения, самооценки и самоконтроля при непредсказуемых ситуациях. Метод направлен на то, чтобы выбрать и записать приятные действия, предпринятые ребенком, оценить его настроение и сосредоточить внимание на отстроченных последствиях этого процесса, а не на прямых.
Таким образом, ребенок научится оценивать свои достижения реалистично.
2. Тренинг Ротбаума
Этот тренинг улучшает первичный и вторичный контроль. Такая когнитивно-поведенческая терапия основана на модели двух контрольных процессов. Первичный — направлен на изменение объективных условий жизни ребенка. Вторичный — меняет субъективные вещи, такие как убеждения. Процесс состоит из приятных занятий, самоконтроля, когнитивной перестройки и прогрессивного расслабления.
3. Курс по борьбе с депрессией Левинсона
Эта терапия была создана специально для подростков. В оригинальном варианте формат предполагает создание группы подростков, но он также может быть адаптирован к индивидуальной работе. Главная цель — освоить новые навыки, которые помогают заменить деструктивные мысли конструктивными.