Сегодня:
USD 100.6798    CNY 13.8821    EUR 106.0762    JPY 64.9338
Советы для мам
Ситуация, при которой человек жутко устал, а нежданные гости уже вот-вот будут...
Первое знакомство малыша с сумкой-кенгуру И вот довольная мама помещает своего...
Как сохранить кроссовкам белый цвет Несколько сезонов подряд белые кроссовки в...
Кто сказал, что чтобы приготовить вкусную домашнюю еду, необходимо проводить...
Материнство – очень ответственный этап в жизни каждой женщины. В некоторых...
СПОКОЙНЫЙ РЕБЕНОК – СЧАСТЛИВЫЕ РОДИТЕЛИ! Что мама малыша должна знать, для...
Малыш подрос. Вот уже он делает первые шаги. В этот период ребенок с...
Во время беременности молодая женщина немного по другому представляет...
Слинг удобен не только для мамы, но и для ее малыша. Мама, независимо от ее...
Первые полгода-год после родов женщине, особенно кормящей ребенка грудью, не...
CityWork
Последние комментарии
no photo
Андрей
Как это не отвечать на насилие насилием? То есть, когда тебя бьют по лицу при всём классе, надо стоять/сидеть как...
26 января 2024 20:07
no photo
Иванова Ирина
Просто и вкусно!...
14 октября 2023 13:14
no photo
Александр
Какие же дети могут быть "злыми" порой по отношению к своим одноклассникам...
12 октября 2023 14:19
no photo
Гость Екатерина
Странно, в начале написано о ревности, а потом речь идёт совсем о другом. По 5 пункту: "мужчина будет четко...
9 октября 2023 10:30
» » Как правильно запрещать ребенку?

Как правильно запрещать ребенку?

02 окт 2023, 00:00, admin
0 комментариев    1 175 просмотров

Как правильно запрещать ребенку?

Фото для иллюстрации из открытых источников.

 

   Встречаются две крайности, с которыми обычно приходят родители на прием к психологу. Одна крайность – это когда стремятся запрещать очень много. Вторая крайность – когда стремятся, наоборот, все разрешать. И очень часто вторая крайность встречается в тех семьях, где детей воспитывали в строгости, и они, когда сами становятся родителями, решают, что «моему ребенку ничего я не буду запрещать, ему все будет можно».


   Как первая крайность, так и вторая опасны, потому что если ребенку все запрещать, тогда игнорируются его потребности, которые необходимы для развития. Например:

  • Если запрещать мальчику или девочке маленькой бегать, прыгать, исследовать окружающий мир, постоянно призывать, что вот давай сиди тихо, будь приличной девочкой, то тогда ребенок рано или поздно тормозит свою активность, становится нелюбознательным, ему ничего не интересно, и это вредит его психическому развитию.
  • Если впадать в другую крайность и все разрешать ребенку, то тогда у него не формируются внутренние ограничения и запреты. Таких детей часто называют «безрамочные», которые всех достают, везде лезут, и это тоже не очень хорошо для ребенка.




Смысл слова «нельзя» для ребенка

   Обычно, когда ребенок понимает смысл слова «нельзя», уже вводятся какие-то запреты. Это совпадает с возрастом примерно от года до двух, когда дети начинают ходить, становятся уже более подвижными, начинают исследовать мир, лезть туда, куда не надо лезть, в том числе и в места, которые могут быть опасны для них. И тогда, собственно, вводится смысл слова «запрет».


   Дети обычно реагируют не очень хорошо на это слово, потому что до этого вроде как все разрешалось, когда ребенок еще находился в сильной зависимости от мамы, ему все было можно. А тут вдруг он сталкивается с первым своим запретом: нельзя трогать горячую кастрюлю, нельзя высовываться из окошка очень далеко, нельзя трогать ножи, которые такие интересные и блестящие. И ребенку поначалу это очень непонятно. У него вызывает это агрессивную реакцию, он старается бунтовать против этого запрета. Но постепенно, когда родители объясняют или ребенок сам сталкивается с последствиями нарушения запретов, тогда он уже сам начинает себе запрещать. Запрет из внешнего переходит во внутреннее пространство. Ребенок уже сам понимает, что это трогать опасно, так поступать опасно, и это вредит либо ему, либо кому-то из других людей.

Запрет – явление социальное


   В разных культурах запрещают разные вещи. Например, в нашей культуре детям обычно не разрешают пользоваться ножами, острыми, колющими предметами. В каких-нибудь африканских племенах девочка 6 лет может помогать матери в приготовлении пищи, разделывать туши животных ножом, который размером почти с нее саму, раскалывать орехи. И это там можно. В нашей культуре это нельзя.


   Таким образом, запреты – это явление социальное, и они, в общем-то, выходят из культуры. С этим сталкиваются часто родители, когда в их семье запреты индивидуальные, они запрещают своим детям что-то определенное, а потом, когда ребенок выходит в мир, например, в садик, школу, там он уже сталкивается с другими людьми, которые начинают запрещать еще что-то новое. Либо наоборот, то, что в семье запрещалось, чужие люди разрешают, и таким образом у ребенка происходит изменение в структуре запретов. Возможно поначалу это может быть шок, а потом он так или иначе изменяет свои запреты и привыкает уже к социальным ролям.

Хорошие и плохие сценарии запретов


   Сценарий запрета – это когда родители переносят в свою семью те запреты, которые были в их собственной семье, когда их воспитывали родители. Например, девочке запрещалось поздно ложиться спать, и родители мотивировали это тем, что «надо наутро вставать, идти в школу, ты не выспишься, будешь плохо приготовлена к урокам» и прочее. Когда она вырастает, и допустим успешно отучилась в школе, сделала неплохую карьеру, закончила институт хороший, тогда начинает понимать, что этот запрет пошел ей на пользу.


   Она вполне может применить его уже к своим детям. Если дети примерно сходны с ней по темпераменту, если у них одинаковые какие-то мировоззренческие установки, то этот запрет тоже сработает. Это называется «сценарий», то есть девочка, став мамой, перенесла сценарий из своей семьи в свою уже новую, молодую семью.


   Антисценарий – это когда выросшие дети вспоминают свое детство, помнят то, из-за чего они особо мучились. Например, какие-то запреты, которые на самом деле могли быть разрешены: нельзя есть больше двух конфет в день. Дети вспоминают, что это было очень травматичным, и они решают, что «когда я вырасту, мои дети будут есть по килограмму конфет в день». Это называется «антисценарий», то есть они отказываются от родительского сценария и приходят к своему, чаще противоположному.


   Запреты могут быть использованы родителями, например, для перетягивания внимания ребенка или когда они борются за власть в доме. Тогда они могут манипулировать запретами. Например, если мама и папа борются за внимание ребенка, за то, кто лучший родитель, то достаточно часто возникает такая ситуация, что мама запрещает, а папа разрешает.


   Например, дочь хочет надеть в грязную погоду новые туфли, дочери лет 9, и мама говорит «подожди, пускай будет сухо, и тогда ты их наденешь». Папа, пользуясь случаем, говорит, что мама злая, мама жадная, «давай, доченька, надевай туфли, иди, покрасуйся, пускай тебя все увидят». В этом случае запрет идет не столько на пользу ребенку, ведь ребенок как бы игнорируется в этой ситуации, сколько это идет борьба за власть между родителями. Мама говорит одно, папа говорит другое, обесценивая, дискредитируя слова мамы. Может быть и ситуация наоборот, когда мама, например, что-то разрешает, а папа запрещает. Это идет отражение родителей, их отношений, их борьбы за власть, и ребенок тут, в общем-то, ни при чем.

Разделение запретов


   Часто родители не согласовывают между собой, что конкретно нельзя их дочке или сыну. И тогда ребенок приучается манипулировать: если, например, мама запретила, он бежит к бабушке, потому что бабушка разрешит, или наоборот. Это прямая манипуляция, либо он просто становится нечувствительным на запреты, потому что не понимает – мама вроде как разрешает, папа запрещает.


   Бывает родители непоследовательны без причины, например, у мамы хорошее настроение – она разрешила съесть 3 порции мороженного, потом плохое настроение – она запретила, вообще ни одной не дает. И тогда у ребенка в голове возникает каша, поэтому лучше придерживаться какой-то системы.

   Есть хорошая книга Гиппенрейтер Юлии Борисовны «Общаться с ребенком. Как?», и там предлагается интересная схема, как можно обращаться с запретами. Она предлагает все запреты поделить на четыре световые зоны:

  • В зеленую зону входят действия ребенка, которые всегда разрешены: можно кушать, можно дышать, можно играть, можно гулять. И это беспрекословно, то есть это то, что всегда можно.
  • В желтую зону входят действия, которые можно делать при определенных условиях. Например, можно есть сладкое после того, как ребенок поел основное блюдо, можно гулять, но в резиновых сапогах, если на улице лужи. В этом случае уже вводятся какие-то легкие ограничения.
  • Следующая зона – оранжевая. Там обычно действия, которые нельзя, но в каких-то исключительных случаях они допускаются. Например, ребенку обычно разрешается ложиться спать в 11 ночи, но возвращается папа из командировки, ему хочется дождаться, поэтому в этом исключительном случае он может лечь не в 11, а позже. Или обычно ребенку нельзя смотреть какие-то передачи взрослые, но в новогоднюю ночь ему разрешают вместе со взрослыми посмотреть.
  • Последняя зона – это красная зона, туда входит то, что категорически нельзя ни при каких условиях, действия, которые влекут за собой либо физический, либо психологический вред для ребенка самого или для его окружения. Например, нельзя бить маленькую сестренку, потому что она слабее, и это несет вред ей. Нельзя выскакивать на дорогу перед машиной, потому что это опасно для жизни ребенка. Запретов не должно быть очень много. В этой красной зоне остаются только те, что реально опасны для жизни или для психологического здоровья ребенка.


   Список этих запретов индивидуален в каждой семье, поэтому родителям нужно сначала между собой договориться в какую зону какие запреты попадают для их ребенка, а потом уже на доступном языке транслировать ребенку: вот это тебе можно, вот это нельзя. И сразу же стоит договориться о санкциях. Например, у ребенка диабет или аллергия, и ему нельзя много сладкого, но он иногда нарушает запреты. Важно объяснить ему для чего этот запрет установлен, что будет, если запрет нарушен. Тогда уже у ребенка выстраивается в голове система понятий – что можно, что нельзя, и «что мне будет, если я все-таки это нарушу».


   Взрослые должны выражать запреты достаточно спокойным тоном. Возможно эта схема не сядет у ребенка в мозгах мгновенно, то есть периодически он будет нарушать запреты, и периодически придется возвращаться к этим разговорам. Очень важно проявить терпение, не действовать в этот момент агрессивно и импульсивно, а спокойно сказать ребенку: «мы с тобой договаривались, что ты не отнимаешь игрушки у младшей сестры, ты нарушил этот запрет, и, соответственно, я вынужден тебя наказать». Можно сказать о своих чувствах, что родитель огорчен, ему неприятно это делать, но тем не менее он вынужден это сделать, чтобы ребенок понял, что это действительно нельзя.


   Если родитель чувствует, что он очень рассержен нарушением запрета, лучше вообще этот разговор отложить до того момента, пока он не успокоится. Часто родители в гневе не могут связно, достаточно четко изложить претензию к ребенку, и у ребенка возникает непонимание: «Что такое случилось с мамой? Вроде ничего такого серьезного я не сделал, а она вся такая, как фурия». Лучше, когда запреты подаются ребенку и обсуждаются с ним в спокойной форме, можно привлекать чувство юмора, цитировать классиков детской литературы, например, «Мойдодыр», что «у тебя такие грязные руки, что сбежали даже брюки». И это делать со смехом, превращая таким образом не в нудную нотацию, что вот это нельзя, это нельзя, а превращая все это в такую веселую игру. Ребенок так лучше обучается, и ему так легче понять, что от него хотят.

Читайте также:
16 фев 2020, 00:00    901    0
Чтобы сделать творог дома, необходимо купить на рынке крестьянское молоко. Дома перелить молоко в...
Комментарии
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив