Наказывать ли ребенка физически за проступки? Многие люди однозначно дадут утвердительный ответ. Даже психологи не могут договориться друг с другом по этому вопросу. Один психолог сказал: «Я не знаю такой причины, за что можно наказывать ребенка». Кто же из них прав?
Любовь.
Уважение.
Сочувствие.
Самообладание.
Терпение.
Если воспитывать ребенка, прививая такие ценности, можно помочь ему стать самодостаточной и глубокой личностью. Это сметает рассуждения о том, что строгость и запреты делают маленькую личность несчастной, лишая ее неограниченной свободы. Ведь никто не сможет стать терпеливым, если терпеть нечего. Никакой ребенок не сможет научиться сочувствию, если он не понимает, что другие испытывают боль и сталкиваются с неудачами. Зачем чадо будет учиться сотрудничать, если всегда все происходит по его сценарию?
Многие ли родители живут в согласии с подобными принципами? Можно зайти немного с другой стороны: разве кто-то не хотел бы, чтобы его ребенок был таким по отношению к нему? Смысл одной английской пословицы в том, что внушать что-то детям практически бесполезно, они все равно будут похожи на нас, поэтому – главное воспитывать себя.
И все же, когда дело доходит до воспитания собственным примером, немногие родители столь принципиальны. Редкий человек придерживается правильных устоев, несмотря ни на что. Тем не менее, именно у последовательных родителей самые счастливые, успешные и всесторонне развитые дети.
Большинству гораздо проще устроить у себя дома тоталитарный режим или полную вседозволенность. В этом как раз и кроется причина, почему многие психологи видят в физическом наказании жестокость. Люди, которым доверена такая ответственность, как формирование личности нового «землянина», порой не осознают, с какой целью вообще нужно наказывать ребенка.
Наказание должно происходить из верных побуждений и правильными методами. Если мотивом наказания является любовь и забота о будущем благополучии сына или дочери, меньше вероятности, что родитель будет бить малыша «по чем зря». Если же избиение происходит из-за чьих-то неудач, нервов, усталости, авторитета или традиций, тогда это иначе как насилием не назовешь.
Не следует забывать, что душа ребенка, его психика и физиология – невероятно хрупки. Даже подзатыльник может подорвать физическое и психическое здоровье маленького человека, так как в голове находится головной мозг и нервные центры. Несмотря на это, бросаться в другую крайность и утверждать, что запреты калечат психику, а легкий шлепок по попе сделает инвалидом, – это преувеличение.
Важно быть настоящим педагогом, постараться понять методы воздействия на конкретного ребенка. Как бы там ни было, абсолютно любой ребенок оценит качественную последовательную систему воспитания. Даже сторонникам физического наказания важно помнить, что бить ребенка – это самая крайняя мера, к которой прибегать следует в исключительных случаях, где ничего другого уже не помогает. Наоборот, гораздо эффективнее с самого рождения приложить максимум усилий, чтобы создать гармоничную, доброжелательную и уважительную обстановку новому полноправному члену семьи.
Несмотря на свой крошечный рост – это новая личность. Она нуждается в любви, уважении, терпении и понимании. И если, на самом деле, обеспечить кроху всем этим, вряд ли дело дойдет до жестокого рукоприкладства. Просто отпадет необходимость бить, ребенок больше поймет, если с ним рассуждать. И напрасно кто-то полагает, что бывает рано, скорее потом может быть уже поздно. Но при этом строгость и организованность никто не отменял. Здесь нужен баланс из любви и строгости.
Многие путают ложную жалость и любовь. Что такое ложная жалость? Пример: бабушка знает, что у малыша диатез и все равно тайком дает сладкое. Разве это любовь?! В противоположность этому, мама знает, что ребенок будет плакать и испытывать боль, но все равно ведет его к врачу. Бессердечная мама? Нет заботливая, ведь она уверена, что после лечения ее чадо и не вспомнит о своей проблеме.
Если не направить росток в самом начале, то из него вырастет кривое дерево. Так же и ребенку безопаснее и комфортнее (как бы странно это ни звучало) в жестком «корсете» правил и ограничений, чем в огромном море вседозволенности.