Рождение малыша – большое счастье для каждой семьи. В первый год жизни ребенка домочадцы привыкают к нему, радуются его первым успехам, учатся терпению и безусловному принятию. Два события, которых так все ждут, - это первые шаги и первые слова. Если ребенок здоров, то никому и в голову не приходит переживать по поводу того, когда он пойдет. Придет время, и все случится само собой. С ре-чью все немного сложнее, поэтому родители очень пекутся о создании благоприятных условий для развития речи ребенка.
Многочисленные исследования показали, что взрослые действительно могут помочь своему ребенку заговорить. Существует несколько способов простимулировать сей процесс.
1. Все гениальное просто! Если мама хочет, чтобы ребенок скорее заговорил (или, как минимум, за-говорил вовремя), то с ним нужно разговаривать. Комментировать все свои действия, называть все предметы, на которые тычет пальчиком маленький исследователь, спрашивать, почему он плачет, что хочет поесть на обед и пойдет ли он гулять.
Совершенно неважно, что сразу не будет результата. Очень важно помнить, что растить ребенка – это длительный процесс! Вспомнить хотя бы, как малыш учился ходить: шажок – упал, пара шажочков - присел, пробежал три шага – споткнулся, но удержал равновесие. И так на протяжении нескольких недель!
2. Логично, что ребенку нужно внимание и желание взрослого его слушать. Если мама болтает без умолку, то малышу совершенно нет необходимости что-то говорить. Даже если он говорит пока непонятно, на каком-то своем языке, очень нужно на него реагировать. Соглашаться, переспрашивать и создавать видимость беседы. Спустя какое-то время, у малыша начнет получаться выговаривать отдельные слова, а позднее и предложения, причем сразу с нужно интонацией.
3. Не стоит допускать в своем обращении к ребенку «детского лепета». Не стоит, конечно, впадать в крайности и разговаривать с ребенком как со взрослым (типа: «Наталья Алексеевна, пойдемте отобедаем и пойдете на тихий час»), но всякие «масики», «пиветы», «халесые» и тому подобное совершенно неприемлемы. С ребенком необходимо разговаривать простыми предложениями, с соответствующей контексту интонацией.
4. Распевание песенок, эмоциональная речь, смены тона, жестикуляция в разговоре с ребенком имеют не последнее значение. Мама и папа – два самых важных и интересных человека для малыша, и, если они будут создавать интерес вокруг самого процесса говорения, то они и не заметят, как ребенок втянется и начнет повторять небольшие слова и словосочетания!
5. Стоит помнить, что телевизор не учит говорить. Развивающие мультики или приложения-игрушки на телефоне могут дать информацию, помочь малышу выучить цвета, буквы, формы предметов, цифры. Он будет их знать, показывать в книжке или на уличной вывеске, но проговаривать он их не будет. Все эти устройства неинтерактивны, а ребенку нужен собеседник, только тогда он будет обучаться. Живо взаимодействовать он может с родителями, братьями/сестрами, бабушка-ми/дедушками и кассиршей в местном супермаркете, но не с голубым экраном. Кстати, неврологи не рекомендуют смотреть телевизор более часа в день, а телефоны/планшеты вообще запрещены лет до семи.
Самое главное, о чем не должны забывать родители, - это то, что малышу нужны спокойные терпеливые родители: не нужно переживать, что ребенку вчера исполнилось два, а он не рассказывает отрывок из сказки Пушкина. Пусть все случится в положенное время и будет делаться с удовольствием. Нужно только немного подождать!