Чем скорее малыш сможет рассказать о своих потребностях, тем легче родителям будет предупредить его недовольство и слезы. Дети учатся говорить, слушая, и, хотя имеет смысл потратить много времени, разговаривая с малышом, очень важно дать ему возможность ответить на ваши слова.
Общение подразумевает разговор, а не монолог, и оно должно быть процессом, доставляющим вашему ребенку удовольствие. Хотя, возможно, вам будет непонятно многое из его речи, показывая ему свою заинтересованность в его попытках разговаривать, вы тем самым поощрите его говорить больше.
К 15 месяцам большинство малышей способны произнести шесть-восемь слов, а к 18 месяцам – уже 20-40. В два года они способны связать два слова, например, «еще сока» или «мамочка ушла». К двум с половиной годам большинство имеет словарный запас приблизительно в 200 слов. Разные малыши говорят по-разному, но, если вас беспокоит развитие речи вашего ребенка, обратитесь к врачу.
Следующие рекомендации помогут вашему ребенку научиться уверенно говорить.
Читая, вы должны указывать на предметы, названия которых вы произносите. Постарайтесь хотя бы два раза в день устраивать перерывы для чтения. Когда вы сядете читать ребенку, исключите всякие отвлекающие моменты, в том числе радио или телевизор. Отвечать на телефонные звонки в это время также нежелательно.
Разговаривая с малышом, произносите слова медленно и четко. Убедитесь, что при этом он может видеть движения ваших губ.
В течение второго года также лучше говорить короткими и простыми предложениями. Когда ваш ребенок научится связывать три-четыре слова, можете использовать более длинные предложения.
Не исправляйте малыша, когда он произносит слово неправильно, поскольку это только обескуражит его. Вместо этого лучше повторить слово правильно. Например, если он говорит «большой тот» вместо «большой кот», лучше ответить: «Да, это большой черный кот», чем заставлять его правильно повторять слово «кот».
Все дети любят подражать взрослым. Поэтому пойте ему детские песенки, в которых постоянно повторяются одни и те же слова и содержание которых можно наглядно показывать и делать соответствующие гримасы. Это прекрасный способ развить вербальные навыки вашего малыша.
Если вы чем-то занимаетесь вместе с ребенком, обсуждайте ваши действия и подчеркивайте ключевые слова в предложении. Избегайте использовать местоимения типа «твой» или «он, она (это)».
Если вы замечаете, что ребенок пользуется новыми словами, стоит сделать их список и как можно чаще включать их в разговоры, которые ведете с ним вы и другие члены семьи.
Наконец, по мере расширения лексикона вашего малыша будьте готовы много раз отвечать, используя одни и те же слова, на одни и те же вопросы. Так ваш ребенок учится говорить, и чем терпеливее вы будете отвечать, тем с большей готовностью он будет с вами общаться.
Малыши почти до трехлетнего возраста не понимают, что такое время. Поэтому не рекомендуется использовать выражения типа «позже» или говорить о вещах, которые произойдут завтра или не слишком скоро. Лучше готовить его к предстоящим событиям, привязывая их к распорядку дня. Например, говорите ему, что вы пойдете в парк после того, как он позавтракает, или после того, как он съест печенье и выпьет сок. Хотя он все равно может продолжать в нетерпении спрашивать – когда же, ну когда же, наконец, произойдет то или иное событие, - подобные объяснения помогут ему лучше понять, когда это случится.