Современное отношение к чтению.
В современном мире все меньше и меньше детей читают с большой охотой. Прежние атрибуты чтения и письма, такие как: красивые перья, чернила, толстые книги – ушли в историю. Дети читают механически, и, если читают, то в основном электронные источники. При этом интересен тот факт, что они замечают, их родители не умеют пользоваться компьютером и не стараются восполнить этот пробел.
Современное общение в виртуальной реальности – это общение без правил правописания, пунктуации, аккуратности. Письменная речь стала вытесняться устной. Современное время диктует другие условия коммуникации. Дети по-прежнему любопытны, но, если родители хотят наладить общение, следует более серьезно подойти к потребностям ребёнка, научится говорить и писать на его языке, а значит, освоить компьютеры и смартфоны.
Опасность заключается в том, что падает не просто интерес к чтению, но и общий уровень письма и культуры. Как тогда вести себя ответственному родителю, который хочет передать свой опыт чтения и повысить культурный уровень своих детей?
Проблема по факту: требование взрослого и ответ ребёнка на него.
Пока ребёнок маленький, ему трудно читать самостоятельно, потому что еще не сформировано произвольное внимание и запоминание. Ребёнок читает, потому что боится наказания. Этот мотив приведет к тому, что ребёнок при первой же возможности откажется от изнуряющего его занятия. Поэтому на раннем этапе важно практиковать совместное вечернее чтение, переходить к фантазированию на основе прочитанного, разыгрывать ситуации из книги.
Как уже говорилось ранее, роль компьютера велика в жизни современных детей. За компьютером ребёнок чувствует, что может управлять процессом. В то время как чтение – это для него пассивный процесс. Чтение по большей мере становится механическим именно из-за влияния компьютера. Переход от одной игры к другой развивает кратковременную память. Так происходит и с книгами: прочитал, перешёл к другой, забыл. Так книги со временем могут потерять своё важное назначение – хранить и передавать опыт.
Как вызвать у ребёнка любовь к чтению.
1. Ребенку необходимо показать пример. Все дети копируют взрослое поведение. Читающие взрослые вызывают интерес ребёнка, он хочет быть похожим, а значит нужно пользоваться этим моментом.
2. Окружение книг поможет детям. К сожалению, большие толстые книги, книжные полки, красивые тома уходят в прошлое. В современном мире предпочтение отдаётся электронным носителям. Тогда как ребёнок может узнать о ценности книги, если её нет в семье, если в семье нет культуры чтения? Но если в доме где-то будет стоять книжный шкаф, в котором можно тайком покопаться, это может вызвать большой интерес, и ребёнок будет читать.
3. Необходимо практиковать совместное чтение. Можно читать взаимно интересующие книги. Сейчас очень большое разнообразие интересной и красочной детской литературы.
4. Помогает совместное сочинение с ребёнком различных историй и сюжетов. Можно пересказывать известные истории и сказки по-новому. Так у ребёнка появится потребность исследовать и прочесть больше, чтобы придумать се более и более интересную новую историю.
5. Помогает в чтение и изучение стихов. Выученное стихотворение – это наиболее простой и интересный способ для ребёнка запомнить текст.
6. По прочитанным известным историям и сказкам можно ставить спектакли. Детям интересны взаимоотношения диалоги героев. Так начинает формироваться сюжетное мышление.
7. Обучение буквам и складывание их в слоги и слова можно начать только после всего проделанного ранее, чтобы у ребенка не выработалось отвращение к неизбежности чтения. Сначала развить воображение и интерес, а уже потом технику самого процесса чтения.
Таким образом, не сложно сделать один очень простой вывод – показать пример, взрослому самому читать на виду у ребёнка, не избавляться от книг – вот залог поднятия мотивации чтения у ребёнка.