Дисциплина – это не наказание, это умение контролировать свои желания и порывы. Это когда делаешь не то что хочешь, а то, что нужно. Данный пункт является одним из важнейших в воспитании детей. Для каждого человека понятие слова «дисциплина» имеет свое значение. Кто-то считает, что это качество целеустремленного человека. Есть родители, которые думают, что дисциплинировать ребенка можно через наказание. Но такой подход является неверным, между родителем и ребенком должны сохраняться доверительные отношения.
Основные правила
1. Начать обучать ребенка дисциплине стоит с самого рождения. Нужно осознавать, что это нечто позитивное и полезное. Родитель должен научить младенца не держать в себе все желания. Как только малыш появляется на свет, ему становится интересен новый мир, хочется все потрогать и посмотреть. На данном этапе жизни родитель не должен ограничивать дитя, а наоборот должен помочь в познании мира.
Очень часто ребенок назло взрослым поступает плохо, несмотря на уговоры сделать иначе. Чтобы избежать таких неприятностей помимо того, что нужно дисциплинировать ребенка в добрых отношения, их необходимо поддерживать и развивать. Это необходимо для того, чтобы у ребенка было желание принять требования и руководство над его поступками.
2. К сожалению, многие родители хотят воспитать своего ребенка идеальным, чтобы он был примером для окружающих. Но в первую очередь он должен быть счастливым, и главная задача родителя – вырастить не идеального ребенка, а дисциплинированного и радостного. Нельзя сравнивать его с кем-либо и говорить, что нужно на кого-то ровняться. Это ни к чему не приведет, а лишь разбудит комплексы, он будет расти замкнутым и неуверенным в себе. Ребенок не обязан быть первым везде.
3. Если родитель ни в чем не отказывает, то ребенок постепенно начинает обретать власть над взрослым человеком. Таким образом, из доброго и милого ребенка можно воспитать эгоиста. Чтобы это предотвратить нужно спокойно, без криков и ругани объяснять, что можно делать, а что может навредить. Нельзя поддаваться на обиды малыша. Так он поймет, что определенными манипуляциями можно заполучить желаемое. Необходимо все время оказывать поддержку и если нужно дать совет. Но что же делать с маленьким ребенком, который не понимает слова «нет»? В данном случае можно чем-то отвлечь. Например, предложить поиграть вместе в какую-нибудь игру.
4. Приучая ребенка к дисциплине нельзя забывать о его чувствах. В какой-то момент родитель настолько загорается желанием сделать его лучшим, что не замечает подавленное состояние ребенка. Не замечает какие-то его трудности, переживания. Его переполняют чувства возмущения и даже ненависти к родителю. В такие моменты нужно душевно поговорить с ребенком и дать понять, что любовь к нему не зависит от дисциплинарных навыков или чего-то еще. Он должен ощущать, что нужен родителям такой, какой есть на самом деле.
5. Нельзя требовать от ребенка того, что он не в силах выполнить. Но если все же он не справился с задачей, то ни в коем случае не нужно его ругать или наказывать. Например, не стоит злиться на ребенка, если он все еще сосет пустышку, в то время как его сверстники уже от нее отучились, не нужно ругаться, если он до сих пор не ходит на горшок, и нельзя давить на ребенка за то, что он хорошист, а не отличник в школе. Таким подходом родитель лишь развивает в ребенке комплекс неполноценности.
Многие родители считают, что гнев – это действенный способ приучить ребенка к дисциплине. Но это не так. Наоборот, он наносит вред взаимоотношениям между взрослыми и детьми. Лучше воспитывать детей в любви и понимании.