Развивать у детей, как навыки опрятности, так и аккуратность должны взрослые. В первую очередь, поддерживая желания ребёнка помочь, его стремления, что-то сделать самому. Если всё запрещать, не давать проявлять самостоятельность, то со временем все порывы что-то сделать становятся всё меньше и меньше. Плохо влияет так же, то, когда родители постоянно давят, ругают и упрекают за лень и не аккуратность своего чада. Но нужно не забывать, что взрослые сами способствуют этому. А для того, чтобы видеть ребёнка таким, каким хочется, который будет убирать и следить за собой, помогать по дому, бережно относиться к вещам, необходимо воспитывать навыки опрятности и аккуратность.
Уже с момента, когда ребёнок появился на свет. Ведь малыши, считают нормой то, что видят вокруг себя, то в какой обстановке они живут. Так же они смотрят на то, как ведут себя взрослые, что старшие делают и копируют их поведение. Поэтому для того, чтобы видеть аккуратность и опрятность у ребёнка, необходимо подавать соответствующий пример. И, конечно, кроме этого, нужно всё объяснять и показывать, как и что правильно делать, давать руководства к трудовым навыкам, подсказывать и направлять ребёнка в нужную сторону.
Это нужно делать когда ребёнок начинает пытаться самостоятельно действовать. Чаще всего этот период приходится на конец первого, начала второго года малыша. По мере подрастания, когда ребёнок может делать всё больше самостоятельно, он об этом оповещает взрослых, говоря им «я сам». В этот момент важно, не пресекать его стремления, а наоборот, поощрять и давать выполнять то, что он хочет. Чем больше взрослые будут выполнять вместо ребёнка, тем менее самостоятельным он будет. Не стоит так же требовать от ребёнка слишком много, сразу у него не всё получится так как нужно и как хотелось бы, по мере взросления он станет делать всё более аккуратно и хорошо.
1. Навыки ребёнок осваивает через совместные действия со взрослым. Родители должны набраться терпения и не делать за малыша, то что он хочет и может сделать сам, даже если у него это получается долго и не очень хорошо.
2. Нужно, чтоб ребёнок знал основные правила, которые посильны для его возраста, например, кушать аккуратно, не баловаться за столом, после еды убрать за собой. А взрослые должны следить за выполнением этих дел и подсказывать малышу, как и что сделать, если он забыл что-то, то напомнить.
3. Помогать ребёнку осваивать навыки объясняя и рассказывая, как что нужно делать и в какой последовательности. Желательно это делать интересно, чтобы малышу ещё больше нравилась эта деятельность. Например, можно использовать разные, подходящие под конкретное занятие, весёлые детские стихи или песни. Или найти что-то универсальное, что понравится малышу, и что поможет с большими положительными эмоциями выполнять, то или иное дело.
4. Так же можно учить ребёнка через игру. Например играя в куклы, показывать как нужно убираться, или следить за собой, или ухаживать за кем-то.
5. Не забывать хвалить малыша, для него это очень важно и служить мотивацией для последующих «подвигов».
6. Главное уделять ребёнку достаточно времени и не спешить, не давить и не требовать, где-то и позволить немного побаловаться. Ведь малыш только начинает познавать мир. И со временем всему научится и будет делать всё хорошо.