Понятие «выгода» подразумевает под собой получение материальной прибыли. Однако это не только жажда денег, но и стремление получать пользу, удовлетворять личные интересы.
«Раздутое» чувство выгоды делает людей жадными и бессовестными. Корысти легче завладеть сознанием неокрепшей личности – ребенка.
1. Обходные маневры
У детей богатая и гибкая фантазия. Легко воображая что-либо, они выстраивают игры. Листья с деревьев для них – деньги, грязь – каша, веточки – ложки и т.д.
Ребенок пользуется выдумками и в жизненных ситуациях. Он прибегает ко лжи, играючи извлекая выгоду. Соврал, что выполнил домашнее задание, вместо кружка отправился на прогулку. Ребенок осознает, что поступил плохо, но извлеченная польза «туманит» сознание. И мне хорошо и родители спокойны. А если так, значит, прибегну к выдумке из корыстных побуждений.
Если ребенок обманывает, надо проявить мудрость и терпение. Проблему необходимо «вскрыть», понять причины ее возникновения и найти способы разрешения. Если не получается, следует подумать об обращении к психологу.
2. Корыстная современность
Выгода плотно вплетена в сегодняшний день. О приобретаемой пользе трубят по телевизору, в интернете, с рекламных баннеров и т.д. Кредит на выгодных условиях! Купи одну бутылку, вторую получи бесплатно! Принеси старую шубу, дадим скидку на новую! Проведи время с пользой!
Рекламные кампании взращивают общество потребителей и насаждают идеи о необходимости получить «свое». Современные дети легко ориентируются в «сети», часто смотрят ТВ. Ребенок восприимчив к рекламе и склонен принимать услышанное за чистую монету. В сознании отпечатывается постулат: ты мне - я тебе. Его дите успешно реализует в жизни.
Лучше сократить досуг ребенка в интернете и перед телевизором и объяснить принципы работы рекламы, которая толкает человека на «выгодные» покупки.
3. Родители-дарители
Отец с матерью ставят ребенку условия: прибери в комнате и мы купим игрушку, получи пятерку и поедешь в гости. Такие манипулятивные ультиматумы учат маленького человека хитрить. Он знает, что выгодно не соответствовать ожиданиям родителей, чтобы получить желаемое. Нередко ребенок сам ставит маму и папу перед выбором. Например, говорит, что ляжет спать только после игры на компьютере.
Нужно ставить малышу меньше «бартерных» условий и учить получать удовлетворение от нематериального. Лучше чаще ходить в музеи, парки, если возможно, завести домашнее животное.
4. Нездоровый эгоизм
Вселять в детей уверенность – дело обязательное. Некоторые родители перегибают палку, доказывая ребенку его исключительность. Они растят «принцесс» и «принцев», желания которых – закон. Эго ребенка раздувается с каждым днем, он усваивает главенство в семье и может получить все, стоит сказать: «Мама, дай!»
Сын или дочь манипулируют родителями, зная, что получат свое. Ребенок отвергает любую невыгодную ситуацию и диктует условия: устрою истерику, чтоб не ехать к бабушке, а родители подстроятся.
Говорить ребенку, что он лучший нужно умеренно. Малыш также должен слышать слово «нет» на запросы, чтобы научиться уважать желания окружающих.
5. Яблоко от яблони
У детей развита способность к наблюдению. Ребенок может повторять действия окружающих и перенимать их линии поведения. Родители проводят с чадом много времени, и их манеры он зачастую копирует. Если мама или папа привыкли относиться к людям или другу к другу потребительски, то ребенок невольно становится корыстным.
Вот мать хвалится, что в третий раз пообедала за счет подруги. Отец бравирует, что подсидел коллегу. Если в поступках родителей сквозит постулат: людей надо использовать, ребенок усваивает его и пытается применять в жизни.
Детям необходим положительный пример. Маме и папе надо делать акцент на умственной, нравственной и духовной пище. Хорошо действует принцип: «Начните с себя».
Надо тревожиться, когда извлечение пользы становится идеей фикс. Взрастить в ребенке полезное чувство выгоды непросто. Родители должны прививать детям любовь к людям, животным, искусству, чтению. Учите ребенка радоваться малому и получать удовольствие от созидания.