До сих пор нет единого мнения среди родителей и учителей начальной школы, нужно ли заранее проводить предшкольную подготовку детей. Возможно ли это сделать в домашних условиях? Педагоги настаивают на специальной готовности дошкольников, а родители часто не видят пользы подготовительных занятий. Обычно говорят, если требует школа, значит, так надо. Такое непонимание предшкольной подготовки и создает проблемы ребенку, которые приводит к печальным результатам, вплоть до отвращения к учебе.
По мнению специалистов именно от близких людей зависит, как быстро ребенок адаптируется в школьной обстановке и будет успешно обучаться. Если правильно организовать домашний процесс предшкольной подготовки, это станет увлекательным занятием и для домочадцев, и для будущего школьника.
Топ 7 основных советов от психолога по подготовке детей к школе
1. Перед началом самостоятельной работы с детьми психологи настоятельно рекомендуют узнать, какая программа предусмотрена начальными классами; приобрести необходимые пособия; составить подробный план домашних занятий.
2. Важно помнить о том, что домашние занятия не должны вызывать трудностей и отвержения у ребенка. Для этого лучше всего использовать игровые моменты, красочные пособия, оригинальную постановку задач перед ребенком. Сейчас многие пособия можно купить в книжном магазине, найти обучающие сайты в интернете, а некоторые пособия изготовить самостоятельно. Можно также найти книжки с интересными заданиями и упражнениями на изображение элементов букв, цифр. Удобно использовать готовые прописи, узоры, орнаменты; детские журналы с математическими задачами; прописи на выполнение графических заданий; игры с логическими задачами.
3. Прежде чем выбирать форму подготовки будущего первоклассника, нужно учитывать особенности его психики. Если малыш гиперактивен, непоседлив, вряд ли у родителей получатся добротные домашние занятия. Психологи советуют отдавать таких ребятишек в подготовительный центр, где обстановка напоминает школьную. Требовательность, организованность, окружение других ребят помогут ограничить ненужную активность ребенка. А вот тревожному, эмоциональному малышу лучше выбрать домашние занятия, так как ему комфортнее заниматься индивидуально.
4. Еще одна немаловажная рекомендация: сколько времени должны продолжаться домашние уроки? Психологи советуют посвятить занятиям с детьми час-полтора не менее двух раз в неделю с небольшим перерывом между заданиями. Это необходимо для того, чтобы уроки были регулярными, приучали ребенка к школьному режиму. Однако планирование должно учитывать многие факторы: индивидуальные особенности карапуза, занятость родителей, время года, режим дня. Важно! Если родители хотят добиться эффективных результатов, необходимо придерживаться таких педагогических принципов, как постоянство, систематичность и последовательность.
5. Чтобы сформировать мотивацию, психологи советуют рассказывать ребенку о том, почему хорошо быть школьником, какие преимущества он получит в школе. Например, можно сказать, что в школе можно общаться со сверстниками, стать самостоятельным, принимать участие в праздниках, заниматься интересными школьными делами, иметь красивый ранец. Старшее поколение семьи может вспомнить, как мама и папа были школьниками, какие интересные события с ними происходили. Обязательно нужно читать рассказы на школьные темы, смотреть мультики, петь детские песенки, чтобы внушить дошкольнику, что школа — это обязательный этап в его жизни.
6. Хорошо помогает подготовить к школе игровая деятельность — главная деятельность дошколят. Например, сюжетная игра «Школа», дидактические игры «Четвертый лишний: школьные принадлежности», «Собери портфель», «Чего не хватает», логические игры «Дорисуй недостающий предмет», «Проведи школьника самой короткой дорогой в школу», «Логические таблицы». Подобные игры можно приобрести в специализированных магазинах или найти на сайтах в интернете.
7. Немаловажным моментом в предшкольной подготовке психологи считают снижение уровня тревожности у ребенка. Не секрет, многие домочадцы, пытаясь воздействовать на малыша, начинают его стращать школьной жизнью, строгостью учителя, повышением требований к ученику. Да и сами родители начинают тревожиться в преддверии учебы. Все это передается ребенку, в итоге — повышается детская тревожность, появляются страхи, усугубляются негативные черты характера: непослушание, упрямство, желание сделать все наперекор, или, наоборот, плаксивость, неуверенность, возбудимость. Психологи рекомендуют развивать у будущих школьников веру в себя, желание добиваться цели, стремление к успеху и другие позитивные качества.
Важно! Ждать скорых результатов в подготовке к школе не стоит. Этот процесс требует времени и упорства и со стороны детей, и со стороны родителей. Часто потенциал ребенка раскрывается только в процессе работы. Поэтому оценивать уровень подготовки будущего ученика лучше после определенного времени.