Как научить ребенка делать выводы из решений, которые он принимает? Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок учился на ошибках, желательно чужих. Мы хотим, чтобы наши дети оценивали риск своих действий, умели предсказывать потенциальные угрозы и положительные последствия своих действий. Но можем ли мы сделать это сами?
Каждый день мы принимаем сотни решений. Невозможно, чтобы все они были хорошими. Итак, теперь, когда мы знаем, что ошибки неизбежны, самое время принять их и как можно большему научиться на них.
Принимая решения, взрослые расставляют приоритеты в задачах на основе своего многолетнего опыта и приобретенных знаниях, и они часто совершают ошибки. Чем эта ситуация отличается от ситуации в детском мире? Взрослый человек в доме вряд ли будет нести ответственность за естественные ошибки повседневной жизни. Родитель также может быстро исправить негативные последствия своих решений и ему редко приходится их объяснять.
С детьми намного сложнее. Они хотят быть ответственными и независимыми, они предпринимают различные попытки принимать решения относительно себя и других. Совершая ошибку, они часто не могут сами исправить негативные последствия. Они просят помощи у взрослого. Очень часто родители выносят суждения в такие моменты, как похвалой, так и выговором.
Чтобы дети могли принимать решения, им должна быть предоставлена такая возможность. Родители, которые дают своим детям возможность принимать решения и совершать ошибки, учат их независимости и ответственности.
Что происходит, когда выбор ошибочен? На этом этапе ребенок будет знать, как исправить ошибку и к кому обратиться за помощью. Важно понимать, что ребенка не будут оценивать отрицательно, что он просто получит поддержку.
Приведем типичный набор решений, например, за обедом. Ребенок хочет налить себе питьевой воды. Кувшин с напитком большой и тяжелый, а стакан в несколько раз меньше кувшина. В кувшине много жидкости, стакан может вместить только часть этой емкости. Задача ребенка - оценить, сколько воды поместится в стакане, как быстро нужно налить воду, с каким уклоном держать кувшин, чтобы не пролить напиток, и, наконец, в каком положении держать кувшин, чтобы налить воду в стакан не на столе.
Умению налить воду из кувшина предшествовали многочисленные попытки и ошибки, в результате которых неоднократно проливалась вода, запачкалась скатерть и т. д. После многих попыток ребенок уже может без ошибок наливать воду.
Но даже будучи взрослыми, мы иногда ошибаемся и проливаем напиток в стакане. И что потом? Став взрослыми, берем тряпку и протираем, не беда. Но дети иногда слышат от вас упреки ("сколько раз я должен тебе говорить", "кто теперь это вытрет?" и др.). Это пример того, как, возможно, ведут себя некоторые родители, когда ребенок пытается принимать собственные решения.
Вышеупомянутая закономерность поведения касается не только простых решений, но и тех, которые имеют гораздо большее влияние на жизнь.
Родители должны помнить:
- Дайте ребенку безопасное место для ошибок;
- Сознательно побуждайте детей принимать самостоятельные решения;
- Не критикуйте за попытку принять решение самостоятельно;
- Хвалите за желание быть независимым;
- Помогите устранить последствия неверных решений;
- Покажите, где произошла ошибка;
- Укажите, на что обратить внимание в следующий раз.
Если у нашего ребенка не разовьется способность принимать самостоятельные решения, в будущем он будет ждать, пока кто-нибудь примет решение за него. Поэтому как можно скорее приступайте к обучению своего ребенка самостоятельности!