Дети дошкольного возраста часто требуют, чтобы их жизнь протекала в соответствии с определенным, постоянным распорядком. Перед сном ребёнок может обязательно хотеть выпить стакан воды, спать в обнимку с одной и той же игрушкой, он может требовать, чтобы сначала ему надевали рубашку, а уже потом - штанишки. Молоко пьёт только из одной и той же чашки. Такое повышенное внимание к постоянному течению жизни является попыткой контролировать окружающий мир. И чем более предсказуема их жизнь, тем в большей безопасности они себя чувствуют.
У большинства из нас есть знакомые, одержимые стремлением к совершенству, они нерешительны, мелочны или непреклонны в своих решениях. Симптомы одержимости считаются патологическими только тогда, когда наблюдается не менее 5 из нижеперечисленных условий:
1. Стремление к совершенству, которое мешает выполнению работы
2. Одержимость деталями, правилами, организационными вопросами
3. Необоснованные требования, чтобы люди выполняли работу в строгом соответствии с определенным порядком
4. Чрезмерная работоспособность, которая доходит до того, что человек отказывается от отдыха
5. Нерешительность. Из-за нежелания принимать решения, такие люди не успевают выполнять в срок задания, потому что чрезмерно концентрируются на приоритетах
6. Чрезмерная добросовестность, щепетильность и жесткость в вопросах нравственности
7. Ограниченное выражение привязанности
8. Нежелание посвящать своё время чему-либо, жертвовать деньги или дарить подарки, если это не сулит никакой личной выгоды.
9. Нежелание расставаться со старыми или ненужными предметами и вещами, даже если с ними не связаны никакие сентиментальные воспоминания.
К одержимости могут привести следующие факторы: родительские ожидания, чувство вины, сомнения в себе, генетика и желание постоянной безопасности.
Как помочь избавиться подростку от навязчивых идей?
1 Помогите расслабиться. Иногда, чтобы расслабиться им достаточно всего лишь разрешения.
2. Побудите их выражать свои чувства словами.
3. Откажитесь от суеверий, которые являются благодатной почвой для одержимого поведения. Чтобы избежать неудачи, подросток может точить карандаши в определенное время или надевать одежду определенного цвета. Объясните подростку, что если кто-то стучит по дереву, обходит стороной черную кошку, то ему не обязательно так поступать. Пусть он сам решит, стоит ли повторять эти привычки.
4. Научите реагировать на беспокойство. Необходимо объяснить подростку, что его одержимое поведения более не потребуется для того, чтобы избавиться от беспокойства. Подросток может жить без ритуалов и совершенства и всё равно чувствовать себя прекрасно.
5. Научите контролировать мысли.
6. Будьте непосредственными. Случай из практики одного психотерапевта: один пациент на приеме психотерапевта постоянно измерял длину своего носа, делал он это каждые 10 минут с помощью небольшого куска проволоки. Через полчаса психотерапевт улыбнулся и сказал: «Никогда еще не встречал никого, кто бы так серьёзно относился к своему носу». Мальчик рассмеялся и напряжение улетучилась. «Доктор, это безумие, но я почему-то должен постоянно измерять свой нос».