Новорожденному ребенку не менее сложно, чем его родителям. Он приходит в незнакомый для себя мир, и не имеет никакого жизненного опыта, который мог бы ему помочь. Долгое отсутствие мамы является сильным стрессом, потому что он совсем неспособен позаботиться о себе самостоятельно и абсолютно беспомощен, и поэтому остается только надеяться, что это родители сделают все за него. Таким образом, любовь и забота – это и есть воспитание для детей данного возраста.
Молодые родители часто задаются вопросом, как им стоит реагировать на плач. И существуют два кардинально разных взгляда на это. С одной стороны говорят, что младенцу не нужно и даже вредно во всем потакать, нужно отучать от груди, класть спать отдельно, не реагировать на крики. С другой стороны звучит мнение, что младенец вообще не должен разлучаться с матерью, его нужно всячески ублажать, прикладывать к груди по первому требованию.
Но следуя первому подходу к воспитанию, мать может и сама чувствовать себя очень беспокойно из-за того, что она блокирует естественное желание подойти к младенцу и хотя бы утешить его, побыть с ним, если причину неудовлетворения нельзя устранить сразу. Так же, как взрослым людям хочется поддержки в трудные моменты, так и ребенок очень в ней нуждается, просто у него нет больше никакого способа заявить о своих потребностях, кроме как через плач. Это гуманно и разумно – пытаться угадать и удовлетворить желания настолько зависимого существа, и в такой ситуации ему точно не хочется, чтобы его кто-то воспитывал. Если мать откликается на плач ребенка и находится рядом с ним, когда ему плохо, то ему уже будет легче. В этом и заключается воспитание – заложить в базу доверие и знание того, что он не один, чтобы в будущем ребенок мог поделиться с родителями проблемами со знанием того, что его поддержат и примут.
Согласно теории привязанности, опыт общения на первом году жизни определяет ход психического и социально-эмоционального развития. И для успешного прохождения этой стадии должна сформироваться хотя бы одна сильная связь со значимым взрослым. Привязанность может появиться даже при холодном и фрустрирующем способе воспитания, однако младенец не может его изменить, поэтому вынужден подстраиваться. Но в дальнейшем он будет расположен к приобретению тревожности, скудной эмоциональности и нечувствительности к собственным телесным ощущениям.
Возникает вопрос, не сделает ли ребенка лишенным самостоятельности наполненное заботой воспитание. Ответ в том, что ей учатся постепенно, и новорожденный ребенок проходит лишь самый первый этап обучения, поэтому нет нужды торопить события.