Каждый ребенок с рождения зависим от взрослого, который обеспечивает его необходимые потребности. Дети стремятся найти такого взрослого, чтобы выжить и иметь возможность полноценно и всесторонне развиваться, а взрослые удовлетворяют их нужды для реализации родительской функции. Привязанность формируется в первые дни жизни, но может нарушиться, если ребенок рос в неблагополучных условиях, как это происходит в обстоятельствах пребывания в детских учреждениях. Приемные родители таких детей задаются вопросами правильной коммуникации с ними.
Существует несколько уровней привязанности ко взрослому, которые развиваются в течение жизни:
• Через физический контакт;
• Через подражание близким;
• Через обладание объектом привязанности;
• Через ощущение своей важности в жизни близких;
• Эмоциональная привязанность;
• Психологическая привязанность.
Дети могут озадачивать приемных родителей своим поведением. Это может выглядеть как резкая смена настроения, повреждение игрушек, рукоприкладство, отношение к приемным родителям как к чужим людям или напротив, проявление любви к посторонним. Причина в том, что ребенок не различает своих близких от других взрослых, поэтому чтобы семейная связь начала налаживаться и укрепляться, следует быть рядом с ним первые месяцы. Важно не перекладывать на других людей эту функцию, сразу отдавая ребенка в детский сад или передавая его бабушке. Нужно стать для него значимым взрослым, который ранее отсутствовал.
Механизм формирования привязанности состоит из двух фаз: фаза напряжения, где ребенку требуется помощь родителя, и фаза
расслабления, где родитель приходит и ее оказывает. Формирование привязанности постепенно возможно с помощью следующих шагов:
• Проводить как можно больше времени вместе;
• Учить ребенка выражать чувства словами;
• Отдыхать и развлекаться вместе;
• Проявлять сочувствие и эмпатию;
• Выражать любовь и уважение;
• Отмечать достижения ребенка.
Привязанность может быть не только несформированной, но и нарушенной. При невротической ребенок будет искать у родителей негативного внимания. При амбивалентной демонстрирует к ним двойственные чувства. Избегающая характеризуется недоверием и замкнутостью. А при дезорганизованной он будет пренебрегать всеми правилами, стараясь внушить страх. В таких случаях обязательно нужно обратиться к психологу, дабы избежать выгорания при попытках справиться с воспитанием самостоятельно.