Самостоятельность и независимость в принятии решений важные качества человека. Такой человек успешен, целеустремлен, справляется с поставленными задачами. Самостоятельная личность не дрогнет перед трудностями, найдет выход из сложной ситуации. Этих сотрудников ценят на работе, они готовы открыть свое дело. Бытовые вопросы их не поставят в тупик. Люди, обладающие такими качествами, организованны, рационально планируют свою деятельность и добиваются желаемого результата.
Самостоятельность-это качество, которое нужно развивать в ребенке с раннего возраста. Именно развивать, помогать, направлять. В старшем возрасте будет поздно. Из молодого человека получится неудачник, безвольная и безынициативная личность. Подобные люди не востребованы на рынке труда. В семейной жизни они так же столкнутся со сложностями.
Советы и рекомендации по развитию самостоятельности в ребенке:
1) Внимательно следить за тем, что ребенок уже может сделать сам, без помощи взрослых. Л. Выготский ввел понятие «зона ближайшего развития». Это те функции, которые еще созревают в ребенке. Это те задачи, которые ребенок делает при помощи взрослых. Они постепенно переходят в навыки и умения, то есть в зону «актуального развития». Важно понять то, что те действия, которые ребенку посильны, нужно доверять ему выполнять самостоятельно. Например, убрать за собой посуду, застелить кровать. Задачи из «зоны ближайшего развития» сначала выполняются вместе с родителями, но как только взрослые заметят, что ребенок справляется сам, нужно предоставить ему самостоятельность. Например, мама вместе с дочерью убирали комнату вместе. Девочка освоила последовательность уборки, научилась мыть пол, использовать пылесос. Теперь этот процесс надо доверить ей полностью. Часто бывает, что при подготовке домашних заданий в начальных классах родители полностью контролируют этот процесс. Не доверяют ребенку делать задание сразу в чистовик, пока не проверят. Это неправильно. Пусть маленький ученик выполняет задания сам, а к родителям обращается в случае затруднений. Не страшно, если несколько раз получит плохие отметки, зато приобретет опыт, извлечет урок. Он поймет, что это его задача. В следующий раз будет внимательнее и аккуратнее.
2) Чрезмерная опека (гиперопека) и постоянный контроль убивают инициативу в ребенке. Не нужно постоянно одергивать ребенка, комментировать его действия. Это приведет к развитию чувства неуверенности. У ребенка должен быть круг обязанностей (прибирать игрушки, поливать цветы в комнатах, кормить домашнего питомца). Пусть его действия сначала будут неумелыми, но систематическое выполнение, а также похвала и одобрение помогут поверить в себя, и с каждым разом его действия будут точнее и увереннее. Он с удовольствием начнет заниматься более сложными делами. Просьбы взрослых помочь или дать совет всегда вызывают у ребенка отклик и желание быть полезным.
3) Важно научить ребенка самостоятельно принимать решения, и брать ответственность за них. Часто в подростковом возрасте он хочет сам решать, что ему делать. Иногда его мысли и поступки бывают ошибочными. Дети имеют право на ошибки. Задача взрослых – предупредить о последствиях. Лучше тактично и доброжелательно помочь советом. Решение принимать должен сам ребенок. Конечно, если его действия угрожают жизни и здоровью, нужно их корректировать.
Гиперопека или наоборот равнодушное отношение со стороны родителей отнимают у подрастающего поколения шансы стать успешным человеком. Родителям не нужно жалеть времени и сил на развитие новых навыков и умений у детей. Конечно, взрослый многое может выполнить быстрее, качественнее. Нужно набраться терпения и вместе работать над задачей. Стараться доверять ребенку дела, которые не принесут вреда здоровью. Самостоятельность для ребенка –это возможность продемонстрировать свои умения, уверенность в том, что в будущем он станет успешным и независимым человеком.