Ребенку с устойчивой психикой в начальной школе просто смириться со своей успеваемостью. У него отсутствует полноценная осознанность заработанной отметки.
Труднее приходится родителям, чье внимание приковано к школьному дневнику своего чада. Они понимают, что в конце обучения именно отметки повлияют на дальнейшую ситуацию. А известно об этом ребенку 7-11 лет? Нет. Для него отметка эфемерна, не является первостепенным и основополагающим. И ребенок прав.
«Почему?» - спросила одна читательница. Отвечать сразу нет причин, не все готовы услышать ту самую горькую правду, откинув свои опасения по поводу будущего аттестата ребенка. На этот вопрос целесообразнее ответить в положительный момент обучения, когда родитель охотнее согласится понять и принять позицию педагога-психолога. Примером такой ситуации служит удачное окончание года или как минимум момент после написания контрольной работы на положительную отметку. Обратите внимание, что отметка «3» в системе образования тоже положительная, поскольку ребенок справился с работой, хоть и с большим количеством ошибок.
Вернемся к главному вопросу, на который мы дадим развернутый ответ.
Предположим, что в школе на уроке русского языка учащийся второго класса плохо усвоил тему «Имя существительное». На очередной проверочной работе, где необходимо было ответить какой частью речи является слово «солнце», «туча», «море», ребенок допустил несколько ошибок и получил отметку «3».
Редко кто из родителей подходит к учителю разобрать ошибки конкретной проверочной работы по пройденной теме. Вместо этого вы призываете ребенка учиться лучше и заработать хорошую отметку на следующей проверочной. А кто сказал, что следующая проверочная будет по той же теме? Далее следует два варианта развития событий.
Ребенку на следующей проверочной работе встречается похожий вопрос из предыдущей темы. Учителя используют предыдущие темы для повторения изученного. Он повторно допускает те же ошибки и снова зарабатывает отметку ниже той, которую хотел бы сам или хотели бы вы.
Он пишет проверочную работу по другой теме на «отлично», а вы довольны тем, что отметка исправлена и средний балл не будет ниже. Казалось бы, вопрос исчерпан, но это временно. Пробел по теме «Имя существительное» не восполнен, а значит, отметки в будущем не будут лучше, пока ребенок сам не найдет причину плохой успеваемости, не найдет учитель или вы, и на худой конец – репетитор.
Отметка существует для оценки обученности учащегося и вещественного поощрения достигнутого результата. Когда вы перестанете заставлять ребенка получать хорошие отметки, а станете замечать пробелы – проблема исчезнет. Пробелы обязательно нужно ликвидировать на этапе их возникновения, чтобы другие знания не наслаивались на хлипкий фундамент в виде невыученных тем и забытых правил.
Мы ведем речь о начале и середине обучения. После получения аттестата от отметок напрямую зависит будущее поступление и имеет смысл задуматься о получении высокого среднего балла, вот только потом ребенок все равно столкнется с реальностью, в которой его знания проверят на практике и произойдет это уже в следующем учебном заведении куда он поступит.
Если вы заинтересованы в том, чтобы ваш сын или дочь имели не только красивую корочку, но и стали грамотным специалистом – уделяйте больше внимания таким вопросам, как: «Что ты узнал сегодня?», «Тебе была понятна эта тема?» и «Нужна ли тебе помощь, чтобы разобраться в этом вопросе?». Результат проявится совсем скоро, а ребенок увидит в вас друга и наставника, который готов прийти на помощь вне зависимости от цифры в дневнике.