Принято считать, что люди не рождаются оптимистами или пессимистами, эти качества формируются с детства.
Однако поведение детей в раннем возрасте указывает о врожденном оптимизме. Пытаясь встать в кроватке, он шлёпается, но не оставляет эту идею, пытается вновь пока не получится. Потом он учится ходить, то же непросто, но в конце концов получается. Ребенок с самого начала жизни уверен - у него всё получится.
Когда малыш произносит первое слово, родители радуются этому, делает первые шаги – поддерживают его, говорят, что он большой молодец. Потом «освоение пространства» продолжается в виде открытых шкафов и вытащенных оттуда вещей, проб на зубок всего, что попадётся на глаза и прочие действия, для взрослых уже не такие милые, как первое «агу». Реакция большинства родителей – отнять, запереть, шлёпнуть, запретить повышенным тоном.
Помимо перечисленного на картину мира ребенка влияет само поведение родителей, не направленное на него. Общение между собой, выражение своих мыслей. Кажется, взрослые говорят непонятные вещи. Но если вспомнить самих себя детьми, окажется, что и не нужно понимать, достаточно видеть, как, с каким настроением идет разговор. Любое беспокойство родителей передастся ребенку, так может случится, что даже у самого оптимистичного родителя может вырасти пессимист.
Не нужно иметь специальных знаний, чтобы воспитать оптимиста. С ребенком надо разговаривать! Беседы создают в ребенке собственную значимость, уверенность, что он может обратиться к вам с любым вопросом. Когда настает время вопросов не ограничивайтесь фразой «Вырастешь – узнаешь», объясните, как сможете, лучше с шутками, избегая технических терминов (тут уже на ваше усмотрение). Конечно он узнает, когда вырастет, но вспомнив – как вы ему объяснили – не удержится от улыбки.
Не запрещайте ребёнку помогать вам, а просите его об этом, пусть это получается неуклюже. Конечно вы один быстрее справитесь, но «взрослые» дела позволяют воспитать такое качество, как помощь людям и смелость попросить о помощи.
Научите ребенка свои страхи превращать в смешное. Придумайте причины какой-нибудь мелкой неприятности, например, дождь – к хорошей дороге, тарелка разбилась – к счастью и вместе посмейтесь над этим. Это научит в будущем из минусов делать плюсы, не бояться невыполнимых задач (окажется, что их не бывает).
Обсуждайте с ребёнком фильмы, сцены из жизни, которые пришлось наблюдать. Важно понять, как ребёнок это увидел и поправить. Научите смотреть на ситуации с разных сторон.
Если ребёнку что-то очень нравится делать, но вы уверены, что у него, скорее всего, не выйдет, не обнадёживайте. Оптимизм должен быть здоровым. Лучше промолчать, переключившись на другое, подождать, либо он сам поймет, либо добьётся своего.
Если ребёнок стал свидетелем обсуждения какой-то проблемы в семье, постарайтесь, чтобы он услышал и её решение. Постарайтесь сами не проявлять недовольство. Помните, вы сами создаёте атмосферу для оптимизма.
Всё воспитание сводится к общению и совместной деятельности. Ведь оптимизм – это сначала уверенность в любви, поддержке, понимании, потом – желание и стремление передавать это чувство дальше, окружающим, своим детям.