Нередко родители оценивают развитие своего ребенка по приобретенным им «взрослым» навыкам, к примеру, по умению считать, называть буквы или читать, забывая, что самое важное приобретение детства – это игра. А ведь именно умение играть лучше всего характеризует развитие дошкольника.
То, что игра ребенка усложняется с каждым годом или даже с каждым месяцем, известно каждому родителю. Но как понять, достаточно ли хорошо умеет играть малыш и как игра влияет на его развитие, чем поможет в будущем и, наконец, какие игрушки следует покупать?
1. Игра для ребенка до года
В первые месяцы жизни активно развивается внимание ребенка, появляются первые попытки манипуляций с предметами. С самых первых дней ребенок реагирует на яркие звонкие погремушки, с трех месяцев делает попытки схватить игрушку, но, как правило, промахивается. Уверенно брать игрушки в руки малыш может с пяти-шести месяцев.
Около четырех месяцев ребенок начинает понимать смысл игры «в прятки» и, когда игрушку частично прячут под платочком или подушкой, то может её найти. Полностью спрятанный предмет малыш находит в возрасте старше шести месяцев.
2. Игра для детей от года до трех лет
В возрасте от года до трех лет наступает время для активных действий со всевозможными предметами. Очень полезны для ребенка игрушки, с которыми можно производить различные действия – пирамидки, вкладыши, кубики, шнурочки, пуговички, звенящие каталки, дудочки.
Интересной особенностью возраста является то, что ребенок способен играть только с предметами, находящимися в поле видимости. Если игрушку незаметно убрать так, чтобы она не попадала ребенку на глаза, он практически сразу теряет к ней интерес.
Малыша интересует сам предмет и действия с ним - надевать колечко на стержень, кидать мячик, ставить один кубик на другой. К концу раннего детства, к двум с половиной – трем годам, появляются первые признаки настоящей игры.
Кубики не просто ставятся друг на друга, а с целью «построить дом», кукла начинает «есть кашу», а деталька от конструктора в руках трехлетки «вдруг» становится гоночной машиной. Другими словами, появляются игры, называемые режиссерскими, в которых используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом.
3. Игры для детей от трех до шести лет
Период, когда большую часть бодрствования ребенок проводит в игре, наступает в возрасте от трех до шести лет. Сюжет игры усложняется, увеличивается и продолжительность игр. Постепенно персонажи игры наделяются характерами.
Следует позаботиться, чтобы у дошкольника было достаточно игрушек, с которыми легко развивать различные ситуации общения и взаимодействия, ведь именно так ребенок познает законы социальной жизни. Для этого необходимо подарить ему не только несколько кукол или медведей, но и купить настольный хоккей, любимых трансформеров или пони.
В этом возрасте ребенок уже не только проявляет сиюминутное желание играть с увиденной в магазине игрушкой, но и умеет планировать, какую игру он хотел бы получить на день рождения или Новый год.
Ожидание желаемого воспитывает у дошкольника терпение и способность предвидеть ситуацию. Неплохо вместе с ребенком заглянуть в интернет-магазин мягких игрушек и позволить ему помечтать о том, какого мишку или куклу он хотел бы видеть на своей полочке, ведь выбор – это одно из самых сложных действий, которые приходится осуществлять каждому из нас.