Это уже привычно, что дети сотворяют в доме хаос, разбрасывают куклы и машинки, и не дают при этом возможности прибраться. В том, что малыши устраивают беспорядок, виновны взрослые. Нужно выбрать другой способ поведения, и малыша будет не узнать.
Рассудительные родители считают, что начинать детей приучать к труду надо с 2-3 лет. И психологи с этим согласны. В раннем возрасте легче воспитать помощника. Малыши с радостью следуют за мамой или папой, и изо всех сил желают помочь. Потому пока у них есть интерес и стремление, нужно их поддержать и не прогонять малыша к своим игрушкам.
Если говорить что он мешает, то ребенок сразу поймет, что в его помощи не нуждаются. И у него пропадет желание помогать, а через несколько лет его нельзя будет уже и заставить. Потому нужно найти ребенку работу по плечу – вытереть пыль с мебели в коридоре, помочь расставить чистые кастрюли, вырезать формочкой печенье и развесить белье на лоджии. Занятий очень много, главное - заинтересовать малыша.
Мамины слова «иди играй, а я займусь делом» являются неверными для воспитания помощника. Нужно начинать постепенно выполнять домашнюю работу вдвоем. Пусть ребенок сядет с мамой на кухне, поможет лепить вареники, порежет листья салата, переберет гречку. Или возле большой доски для глажения поставить игрушечную и вдвоем гладить. Можно совмещать общую работу с беседами с малышом. Например, рассказать сказку об игрушках, которые не могли найти свой уголок, а добрый волшебник им помог.
Очень хорошие слова «ведь никто это не сделает так, как ты» приятны даже взрослым. А дети начинают понимать свое значение в том смысле, как хорошо умеют вытирать посуду, прибираться и подметать в комнате. Малыш с энтузиазмом будет заниматься делами, в которых он лучше всех.
Нужно понять, к чему склонен ребенок, и давать выполнять те задания, которые ему нравятся. Одни любят крупные дела: помыть полы или поубирать во дворе. А другие - более вдумчивые занятия: разложить по полкам журналы, машинки, куклы.
Монотонный каждодневный труд можно представить в виде игры. Как, например, подружиться с пылесосом, вымыть загадочные вазочки, найти интересный предмет в авоське с продуктами, с которой мама пришла из супермаркета. Вот это могут быть приключения.
Просить ребенка помогать там, где сейчас необходимо, а не лишь чтоб он отвлекся от проказ.
Часто делать сюрпризы
Дети сами обожают делать сюрпризы маме и папе. И надо с радостью дать понять, как же это здорово, когда малыш захотел помочь сам. Пусть таким моментом будет: покормить хомячка, прибрать постель, вымытые тарелки после обеда. Нужно показать радость и обязательно похвалить помощника.
Не следует ругать малыша, если после уборки осталось немного мусора. Ведь пока он научится - пройдет время, а взрослый должен терпеливо за ним переделывать.
Если ребенок медленно делает дело, не следует его: подгонять, мешать, повышать голос. Нужно ждать, пока процесс будет закончен. Иначе испугавшись, ребенок не захочет больше помогать. А мама будет сама доделывать. Ведь малыш сам должен разобраться, что дела нужно всегда заканчивать.
Домашние дела не должны становиться наказанием за проступки. Ребенок тогда будет думать, что прибрать за собой или подмести в доме его заставляют лишь за то, что он плохо себя ведет.
И девочки и мальчики должны уметь:
- Убрать свою комнату или уголок
- Пришить петельку или пуговицу
Как приучить к труду в виде игры
- Машинки должны ставиться в гараж
- Сортировать кубики по цвету, перед тем как убрать в ящик
- Если Золушка малышка вымоет посуду, то она пойдет на бал.
И невзирая на результат работы, детей надо почаще хвалить. Игры в процессе труда нужно придумывать почаще новые, чтобы ребенок сохранил интерес. А сами виды действий менять каждый день. Один день пылесосить, другой мыть тарелки и вытирать с мамой вдвоем. И не загружать ребенка работой на целый день, чтобы он не устал и делал ее с радостью.
Должен быть у малыша наглядный родительский пример. Если мама не хлопочет по дому, то и дети не будут особо увлечены желанием помочь.
Члены семьи должны поделить обязанности
На выходные уборкой должна быть занята все семья.
Если мама убирает, а папа смотрит телевизор, то это видит малыш. Если нет возможности убираться сообща, то папа может пойти погулять с ребенком на детскую площадку.