В широком обиходе появилось новое понятие – социальное ожирение. Его опасность в том, что такое ожирение передается не наследственным образом, а распространяется внутри целого социального слоя. То есть пищевые предпочтения определенной социальной группы, в которой вращается человек, со временем становятся его личными привычками.
Хорошо, если индивид принадлежит к «продвинутой» социальной общности людей образованных и обеспеченных. Тогда он перенимает здоровые, модные тренды – потребляет, например, фермерские и безглютеновые продукты, десерты без лактозы и сахара, семена чиа, спирулину и другие суперфуды.
Но, во-первых, все мы числимся в разных социальных, профессиональных слоях. А, во-вторых, большинству людей свойственно подчиняться общим правилам и копировать распространенные привычки.
Человек устраивается на новую работу, а там традиция – в обеденный перерыв все едят пирожки из ближайшей закусочной. Или часто устраивают фуршеты с бутербродами, корпоративные посиделки с домашней снедью в виде майонезных салатов. Новичок не хочет противопоставлять себя коллективу, выглядеть «белой вороной» и начинает выполнять неписанные пищевые правила.
Противостоять пищевым обычаям на самом деле непросто. Ведь даже родственникам сложно объяснить, почему вы против сдобного кулича вприкуску с вареными яйцами в праздник Пасхи или куска торта в день своих именин. Что уж говорить о сослуживцах... Вот поэтому внутри некоторых социальных групп распространяются нездоровые пищевые привычки, и ожирение, по сути, передается от человека к человеку.
Не тратьте время и энергию на оправдания, объяснения, рассказы о том, что вы «на диете», что принципиально не потребляете тот или иной продукт… Поверьте, ваша пищевая «религия» никого не интересует. Проще всего, говорят психологи, ссылаться на состояние здоровье. Дескать, вы не выносите определенную пищу – допустим, жареное или мясное – физически.
Не поддавайтесь уговорам и стадному пищевому инстинкту – только так можно противодействовать социальному ожирению.