Каждый ребенок адаптируется в окружающем его мире по-своему, определяя своё отношения к родным, друзьям и событиям, которые с ним происходят. Некоторые дети с легкостью заводят новые знакомства и позитивно реагируют на новых людей в своём окружении, другим тяжело выстроить доверительную коммуникацию с близкими людьми. Второй тип детей называют замкнутыми, к ним нужен специальный подход. Как воспитывать таких детей? Какие причины замкнутости?
Основные причины замкнутости
Образование недостатка коммуникативной открытости в большинстве случаев вызвано ошибками в воспитании ребёнка:
1.Неблагоприятная обстановка дома, отсутствие взаимоуважения и нормального общения родителей, их плохое отношение друг к другу и к ребёнку.
2.Дефицит коллективного общения в семье.
3.Ребёнок не допускается к другим детям для игр и общения.
Сложности ведения коммуникации – одно из основных последствий детской замкнутости. Эта проблема будет мешать ребёнку всю жизнь: в учёбе; личных отношениях, построении семьи, выборе специальности и увлечений. Иногда родители не обращают должного внимания на детскую замкнутость, объясняя всё чертами характера и возрастом, надеясь, что ребёнок со временем переменится. При отсутствии должной поддержки и умений, личность ребёнка сильнее замыкается в себе. Он боится отказа, переживает по пустякам. Замкнутость может привести к множеству проблем в будущем: комплексы, отсутствие уважения к себе; недостаток мотивации и неумение взаимодействовать с обществом, одиночество, сложности в построении доверительных отношений.
Основные принципы воспитания замкнутых детей
Корректный выбор методов интеллектуального, личностного и социального воспитания, поможет ребёнку раскрыться и поверит в себя. Необходимо просто прилагать больше усилий чтобы «слышать» такого ребёнка, быть всегда открытым, дружелюбным и внимательным в общении с ним.
Замкнутый ребёнок тоже может иметь любимое занятие, поэтому нужно быть внимательным к его интересам, поддерживать его в начинаниях, интересоваться ими. Если ребёнок захочет что-то рассказать, то нужно обязательно его выслушать, задать вопросы по этой теме, так как ему важен интерес к волнующим его вопросам, понимание и принятие своей личности.
Замкнутый ребёнок, как черепаха, при первой же опасности прячется в свой «панцирь», в котором никто его не потревожит и не обидит. У него много страхов, которые нужно побороть. Следует рассказать ребёнку, что страхи есть у всех, даже у взрослых людей. Уместно будет поведать историю о человеке, который поборол свой страх. Это поможет ребёнку бороться со своими страхами. Нужно обучить малыша преодолевать внутренние сомнения, избавляться от беспочвенных опасений и доверять окружающему.
Замкнутые дети, как и все дети, нуждаются в друзьях, но им очень тяжело даже заговорить с ровесником. Поэтому родители должны подсказать, как начать разговор и объяснить зачем интересоваться другими людьми.
Необходимо постоянно оказывать поддержку и поощрять инициативу в построении коммуникации. Дать понять ребёнку, что он полноправный член семьи, его мысли и идеи интересны для его родителей, иными словами, нужно помочь ребёнку вернуть веру в себя. Не стоит в воспитании использовать подходы жёстких ограничений, прессинга на детскую психику. Последовательные объяснения, спокойное изложение и умение договариваться помогут ребёнку стать гибким в общении. Нужно позволить ему быть ребёнком, весёлым и непослушным, активным и взбалмошным.
Если ребёнок почувствует любовь и понимание родителей, тогда сможет их впустить в свой мир.