Мнение что родители знают что делать и как воспитывать детей далеко ошибочно, потому что мало кто из родителей знает как заставить ребенка слушаться, если, конечно, они не имеют педагогического образования. Непослушание - это одна из самых распространённых проблем воспитания. К счастью, немного педагогических знаний могут всё исправить.
Непослушание - это замкнутый круг. И он начинается с того момента как родители начинают спорить, уговаривать и заставлять ребенка что-то делать. Обычно всё начинается с перечисления всего того, что ему не достанется или будет отобрано, потом в ход идёт тяжелая артиллерия в форме весомых угроз, включая даже физическое наказание.
Таким образом, раз и навсегда закрываются ворота к любого типа диалогу. На самом деле, гораздо проще взять и поделиться с ребенком своими чувствами и переживаниями. Если ребенок упрямится и не хочет что-то делать или делает вид что не слышит, вместо того чтобы угрожать и ставить ультиматумы, нужно просто поделиться с ребенком как родители чувствуют себя в данный момент или даже как бы им хотелось себя чувствовать. Конечно, упор должен быть на том, что ребенок может помочь взрослому этого достичь.
Например, ребенок не хочет кушать, не надо его заставлять, можно поделиться с ним своими переживаниями. Очень важно не перепутать переживания с запугиваниями, типа "я боюсь, что ты не вырастешь" и т.д. Нужно просто объективно описать ситуацию: "мама, работала весь день устала, но я так надеялась вот приду домой, приготовлю что-нибудь вкусное, а ты так обрадуешься".
Разговаривать с детьми, прежде всего надо с их позиции, то есть присесть на корточки или посадить себе на колени, чтобы был прямой визуальный контакт. Есть дети, которым не нравится когда их трогают, а есть которые наоборот, провели бы весь день на коленках у мамы. Всё это надо иметь в виду, когда настраивается контакт с ребенком.
Никогда и ни за что нельзя кричать на ребенка! Многие взрослые ошибочно думают, что повышая голос, они могут легче докричаться до ребенка и заставить его слушать. На самом деле эффект крика диаметрально противоположен этим ожиданиям, так как когда с ребенком начинают разговаривать на повышенных тонах он испытывает стресс и пытается как физически, так и психологически отдалиться от источника крика. Так что крик, может только привлечь внимание на пару секунд, но не гарантирует никакого послушания.
Для того чтобы ребенок "прислушался" к словам, говорить надо, наоборот, тихим и спокойным голосом, чтобы заставить его "прислушаться" на самом деле, сосредоточиться на словах, а потом спокойно принять решение.
Жаль что этому не учат в школе, потому что приём "описания событий" довольно прост и очень эффективен, кстати не только с детьми, но также и со взрослыми. Смысл приёма - вместо того чтобы давать указания, упрекать или кричать на ребенка, нужно описать его поведение или его негативные следствия. Очень важно делать это без обвинений!
Например: "вот, ты сейчас бежал, задел вазу и она разбилась". После этого не стоит говорить ребенку что это плохо или хорошо, просто укажите на факт или событие. Обычно дети реагируют молчанием и паузой, как бы осмысливая что сказать или сделать дальше.
Ругать ребенка, ради, как говориться спортивного интереса, не только не имеет смысла, это оказывает негативное влияние на все последующие отношения с ним: от непослушания до прямого вызова и провокации с его стороны. Любое замечание должно нести конструктивный характер, то есть быть направлено на решение проблемы или ситуации. Поэтому после того как ребенку объяснить что случилось, указав на результат его действий, пока он еще обдумывает как реагировать, надо воспользоваться моментом и спросить как бы он решил данную проблему или что следовало бы сделать в данной ситуации.
Например, после того как ребенку указали на его плохое поведение или его результат, обязательно спросить его самого что же стоит сделать и как поступить. Даже если ребенок не знает что ответить или не решается, такой подход закладывает основательный фундамент для развития самостоятельности и критического мышления.
Умение разговаривать с ребенком - залог долгих и счастливых отношений. Стоит также понимать, что дети, как и взрослые, иногда просто не желают что-то делать: то ли потому что им действительно не нравится это занятие или они устали, или они действительно не понимают что от них требуют.