Это типичное состояние детей, когда им не удается поладить друг с другом во время игр, дележки вещей и выяснений, кто прав, а кто виноват. Очень редко бывает полное отсутствие разногласий – это возможно только при сильном различии в возрасте (один из детей уже достаточно взрослый, чтобы понимать свои возможности и уступать в рискованные моменты). Основная же масса старших и младших детей постоянно воюют друг с другом, иногда даже проявляя жестокость и повышенную агрессию.
Дети испытывают чувства по полной программе, не отличая сиюминутную злость от ненависти до гроба. Настроение у них меняется моментально: только что мирно играли и вот уже дерутся или наоборот – сначала дрались, а потом стали вместе играть, словно ничего не было.
Поэтому не стоит остро реагировать на такие выходки, но поговорить о проблеме не помешает. Страшим попенять на возраст, а младшим – доказать, что это не стоит их слез и разочарований. Например, сказать о том, что когда вырастешь, станешь умнее данного хулигана или хулиганки, также намекая на те же года: малыши не могут отвечать за свои поступки, потому что еще глупые, а со старшими бесполезно воевать – только не реагировать и уходить на «безопасную» территорию.
Многие дети не готовы мириться со вторым номером: на горке, в дверях лифта, при общении с мамой, в настольных или активных играх. Доказать, что это ерунда – не выйдет, Слово «хочу» сложно превратить во что-то другое, поэтому необходимо выбирать игры без единственного победителя или со многими проигравшими.
А также не помешает делить обязанности «лидера» с кем-то еще (актуально в многодетных семьях). Идти на это добровольно: сейчас ты, а потом я. Самостоятельность такого рода уводит от конфликта.
Это хорошо, но надо учить детей отстаивать свои интересы, иначе, придя на детскую площадку (садик, школу), ваш ребенок с легкостью отдаст все свои игрушки (вещи) без скандала другому (кто заинтересовался). И если он не умеет забирать обратно (или просто забудет об этом), выработается неправильная установка (личное всегда должно быть личным и если не хочешь делиться – не надо).
А так, да, братья и сестры меняются игрушками. В крайнем случае, отвлекаются взрослыми на другие интересные занятия, чтобы дать одному ребенку наиграться, пока второй занят другим делом.
Сложный период становления ребенка – перечисленные действия. Да, это единственный способ узнать границы дозволенного. Вам будут смотреть в глаза, и ждать реакции. От того, каким будет ваше поведение и слова, зависит запоминание правильного действия в будущем при подобных эмоциях. Бить нельзя! Можно сыграть в ребенка: обидеться, отвернуться, заплакать, сказать, что больше играть с ним не будете.
Знайте, что ребенок не будет просить прощения. Он просто будет страдать или уйдет жаловаться. Так надо. Ему необходимо переварить информацию, услышать совет незаинтересованного лица и осознать вину. Агрессия в ответ – не выход.
Если у вас проблемный ребенок, к нему нужно искать подход. Гиперактивность смягчается творческим развитием (рисованием, лепкой). Агрессию лучше учить выплескивать в спортивных играх (бросать мяч в баскетбольное кольцо, метать в кегли). Совместные игры считаются хорошим способом увеличения любви к ближнему (на это можно будет «давить» при ненадлежащем поведении – запрет лишиться подобной радости гораздо эффективнее, чем просто не дать смотреть мультфильмы или играть на телефоне).