Что такое детская тревожность?
Тревожностью называют склонность к чувству опасения и беспокойства. Тревожности подвержены не только взрослые, но и дети. Тревожность у ребенка заметно бросается в глаза: он становится подавленным, с настороженностью и недоверием относится ко всему, что происходит с ним. Тревожность представляет собой проблему, когда она перестает быть ситуативной (то есть возникать на какое-то время под воздействием каких-либо негативных факторов) и становится постоянной. В таком случае родители и психологи имеют дело с психологическим комплексом
Причины возникновения детской тревожности
Для того, чтобы справиться с этим комплексом, необходимо разобраться по какой причине он возник. Причиной может стать тревожная атмосфера в семье, излишняя авторитарность родителей или же недостаток информации о мире, который окружает ребенка. Особую роль психологи отводят требованиям, с которыми ежедневно приходится сталкиваться ребенку. Требования могут быть противоречивыми (например, когда мама заставляет читать книги, а папа призывает их отложить и заняться спортом), негативными – ставящими ребенка в зависимое положение («если ты не скажешь правду, я не дам тебе конфет») или же просто неадекватными («Ты должен быть лучше всех») Так или иначе, необходимостью станет визит к квалифицированному психологу, но существует список действенных и самых общих мер, которые однозначно следует применить.
Как помочь ребенку преодолеть тревожность?
1. Конечно, необходимо уделить ребенку больше внимания, проявлять больше тепла и ласки, показывать свою любовь к нему. Ребенок воспринимает любовь не как огромное количество подарков от родителей, а прежде всего как ласковые слова и жесты, готовность родителя быть рядом. Все тревожные дети нуждаются в повышенном внимании и обществе родителей.
2. Нужно помнить, что чем чаще ребенок будет говорить о том, что его пугает, тем меньше станет бояться этого. Поэтому необходимо давать ребенку возможность говорить о своих чувствах и страхах и быть готовым обсудить их.
3. Не следует в присутствие ребенка выражать свои опасения по поводу его успехов, поведения и прочего. Опасения родителей обязательно передадутся и ребенку.
4. Огромное воздействие на психику ребенка оказывает и его режим дня. Обязательны полноценный сон, ежедневные прогулки на свежем воздухе, разнообразные подвижные игры, особенно будут полезны ролевые игры, где ребенок сможет примерить на себя роль сильного и “всемогущего” взрослого. Времяпровождение ребенка перед компьютером и телевизором должно быть минимизировано.
5. Необходимо формировать у ребенка сознания права на ошибку, для этого можно выполнять с ребенком одинаковое задание и показательно делать ошибку, при этом объяснять, что ничего страшного не случилось, можно попробовать еще раз.
6. В каждой работе, которую выполняет ребенок, нужно искать то, за что его можно похвалить, ведь похвала и поддержка могут заметно сказаться на интеллектуальной работе и общем эмоциональном состоянии.
Конечно, каждый случай с каждым отдельным ребенком глубоко индивидуален, но основные методы, перечисленные выше, будут действенны в любой ситуации.