Дружба с другими детьми неотъемлемая часть жизни ребёнка. Во взаимодействии с ними он учится общаться, налаживать контакты, отстаивать своё мнение, идти на компромисс, доверять людям, поддерживать того, кто в этом нуждается. Задача родителей научить ребёнка быть коммуникабельным.
Бывает, что мальчика или девочку не принимают в свою деятельность сверстники. Для ребёнка такие ситуации являются стрессовыми. Как поступают родители?
Кто-то убеждает ребёнка, что ему достаточно общения с родственниками. В этом случае вырастет замкнутый человек, не умеющий контактировать с людьми, сочувствовать и сострадать, в том числе родителям.
Другие не замечают проблему. Ребёнку приходится справляться с ситуацией самостоятельно. Каков будет результат никто сказать не сможет. Всё будет зависеть от личных качеств маленького человека и тех людей, которые окажутся рядом.
Третьи очень переживают за сына или дочь, но не знают, как помочь.
1. Если ребёнок стесняется первым проявить инициативу, взрослому стоит самому подвести его к ребятам и помочь начать общение, предложив какое-нибудь незатейливое дело.
2. Главное правило при общении взрослого с такими детьми – это не контроль, а совет. Его можно дать при ежедневных беседах. Если ребёнок поделился проблемой, то лучше не поучать, а привести пример из своего опыта. А юный собеседник сам проведёт аналогию и сделает вывод.
3. Домашний праздник тоже хорошая идея. Пусть виновник торжества сам выберет приглашенных. Родители выступят не в роли организаторов, а в роли помощников.
4. На мероприятиях для взрослых дайте ребёнку возможность пообщаться со старшими и почувствовать себя равноправным участником события. Это придаст ему уверенности в себе и поможет научиться расслабляться в присутствии посторонних людей.
Школа тоже может стать местом социальных проблем детей. Психологи выделяют несколько моментов, на которые следует обратить внимание:
1. Младшие школьники устанавливают дружеские отношения по принципу места жительства, совместной работы родителей, совместного посещения в прошлом одного детского садика и т.д. Если ребёнок имеет трудности в общении с одноклассниками можно воспользоваться приёмом «вынужденного ожидания» (родители задерживаются, общаются с учителем или другими родителями). Тогда ребёнок, оставшийся с одним или двумя одноклассниками, легче вступит в общение с ними.
2. Участие в детских праздниках тоже сближает детвору. В младших классах считается нормой приглашать своих одноклассников на домашние вечеринки.
3. Мнение учителя в начальной школе очень часто бывает решающим при формировании отношений сверстников к однокласснику. Поэтому необходимо обсудить проблему с учителем.
4. В подростковом возрасте появляется такая проблема как буллинг (сплочение всего класса против одного). В такой ситуации одному не справиться. Необходимо задействовать все рычаги влияния на незрелый детский коллектив: родительский комитет, коллектив учителей, психологов. Детей необходимо учить жить вместе, с пониманием относиться к каждому.
Проявление расположения к другому человеку начинается с приветствия. Для этого надо посмотреть в лицо, улыбнуться, ответить на приветствие и, если ситуация позволяет, назвать своё имя.
Умение похвалить одноклассника – ещё один способ расположить к себе. Похвала должна быть конкретно за какое-то хорошее дело. С ребёнком надо договориться какими словами и как это можно сделать. Потренироваться дома.
Люди охотно общаются с добрым человеком. Надо объяснить ребёнку, что проявление доброты позволит расположить к себе других ребят.
Быть похожим на других одна из ведущих причин в установлении дружеских отношений. Мальчики, как правило, дружат с мальчиками, а девочки с девочками. Это могут быть общие увлечения, интересы, успехи в школе или в спорте.
Уметь веселиться так, чтобы с тобой хотели проводить время, тоже надо уметь. Родителям необходимо как можно раньше научить ребёнка соблюдать правила игры, быть уступчивым, уметь договариваться, не обижать товарища во время игры и не обижаться самому, если проиграл.
Научить ребёнка дружить за один день нельзя. Но если научить его правильно общаться с окружающими, то друзья непременно появятся.