Каждый родитель будущего первоклассника задается вопросом – как определить, готов ребенок к школе или нет?
Речь в данном случае идет не только о начальном умении читать, писать или считать. Эти навыки, бесспорно, нужны, и из желательных сегодня уже практически перешли в разряд обязательных требований к будущим первоклассникам. Однако намного важнее психологическая готовность малыша принимать школу и строить свои взаимоотношения в новом коллективе.
Здесь многое зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Тем не менее, наибольшее внимание стоит уделить двум аспектам: желанию самого ребенка учиться, а также его умению быть дисциплинированным и соблюдать правила. Большая часть детей 6-7 лет, как правило, на вопрос «хотят ли они в школу» отвечают утвердительно. Однако объяснить причины этого желания могут не всегда, давая по-детски наивные и вызывающие улыбку ответы. Вот тут и необходимо участие взрослого, который, заведомо подготавливая ребенка к школьной жизни, объяснит, что школа – это не только развлечения и новые друзья, а, в первую очередь, возможность получить новые знания и умения. Только для этого нужно много трудиться и стараться.
Кстати, психологическую подготовку, как и учебную, надо начинать заранее, не откладывая ее на последний месяц перед школой. Здесь, опять-таки, нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его характер, навыки социального общения. Так называемые, «домашние» дети иногда могут быть более подготовленными в плане знаний, однако уступать «детсадовцам» в умении общаться со сверстниками и подчиняться правилам коллектива. Ведь ребенок, который ходит в детский сад, привык слушаться воспитателя. Вокруг него масса таких же, как и он детей, и все они ежедневно придерживаются определенного режима дня, играют вместе в игры, сидят на мини-уроках.
Кроме того, они - коллектив, где взрослый – воспитатель – равнозначно относится к каждому малышу, предъявляя всем им одинаковые требования соблюдения дисциплины. Ребенок, воспитывающийся дома, чаще всего не имеет жесткого дисциплинарного режима. Даже посещение секций или кружков корректируется родителями, для которых он – главная значащая фигура, желания и потребности которой поставлены «во главу угла».
Поэтому, придя в школу, такой ребенок может столкнуться с определенными трудностями: как во взаимоотношениях с одноклассниками, так и с учителем. Однако при правильной поддержке родителей и преподавателя, все эти «острые» углы постепенно сгладятся.
Чтобы свести к минимуму стресс малыша, нужно заранее рассказывать ему о школе, не приукрашая, но и не запугивая ребенка, например, двойками в школе за его лень учиться читать или считать. Эти знания он рано или поздно получит, а вот страх, боязнь останется в подсознании.
Разговаривать о школе нужно регулярно и в деталях. Например, можно рассказать ребенку о том, какие предметы изучаются в школе, упомянув физкультуру, музыку, рисование, труд – знакомые и, как правило, любимые дошкольниками занятия. Полезной будет информация о том, что в школе существует переменки, когда можно отдохнуть и пообщаться с друзьями, есть много разных кабинетов с интересными пособиями, дети учатся в разных классах, иногда вместе ходят на экскурсии и в походы и т.д.
Неплохо вспомнить какие-нибудь случаи из своей школьной жизни, которые будут понятны ребенку и могут послужить примером, как выйти из той или иной некомфортной ситуации. Здесь, в принципе, стоит проявить фантазию, скорректировав свою реальную историю для наглядности решения проблемы. Причем, лучше попытаться преподнести этот рассказ с юмором. Кстати, веселые и смешные школьные байки из Вашей жизни тоже будут очень уместны.
Играйте с ребенком в ролевые игры: Вы – учитель, а он – ученик, и наоборот. Можете сделать также небольшую домашнюю школу: ежедневно или несколько раз в неделю как бы играть в школу. Вы проводите урок, задаете домашние задания и даже ставите оценки (или звездочки, солнышки и т.д.) за их выполнение. При этом Вы можете завести ребенку дневник, а себе журнал для оценок. Как вариант – придумать вместе с малышом, если у него есть такое желание, одноклассников для этих занятий, за которых ребенок тоже может делать какие-то задания. При этом он будет проявлять фантазию, представляя их разные характеры, отношение к учебе, выполнение ими уроков.
Еще лучше, если есть возможность создать такую мини-школу с несколькими его реальными друзьями – сверстниками (не путать эти игры с посещением каких-то специализированных подготовительных школ развития!).
Желательно заранее познакомиться с потенциальным учителем и даже встретиться с ним (ней) хотя бы 2-3 раза. При этом обязательно обратить внимание на психологическую совместимость учителя с Вашим малышом. Помните, даже самый «рекомендованный и разрекламированный» учитель не всегда может подойти Вашему ребенку. Ориентируйтесь на свои личные наблюдения и прислушивайтесь к мнению ребенка.
Важный момент – приучить малыша к режиму раннего подъема. Это особенно актуально для «домашних» детей, которые привыкли долго спать. Постоянные ранние подъемы без привычки могут вызвать переутомление и, соответственно, стресс и нежелание ходить в школу. Поэтому постарайтесь постепенно, за 2-3 месяца до начала занятий в школе, поменять режим подъема малыша, если он утром встает поздно.
Ну и, наконец, самое главное - старайтесь во всем, что связано со школой, искать позитив и говорить об этом ребенку. Так Вы поможете ему настроиться на «положительную волну», а также создадите внутреннюю уверенность и желание учиться.