Фото для иллюстрации из открытых источников.
Имеется ввиду не физическая глухота, когда по медицинским показаниям ребенок не слышит, а психологическая. На причины игнорирования влияют возраст и особенности нервной системы ребенка. У маленьких детей психологическая глухота появляется, потому что они чаще витают в облаках, фантазируют. Дети постарше тем самым могут выражать протест. Что делать родителям и как изменить ситуации, когда ребенок не слышит, не делает то о чем его просят.
• Эмоции.
Если ребенок находится в негативных эмоциях, с кем-то поругался, заплакал, то это не лучшее время, что-то ему объяснять и требовать.
• Нехватка времени на диалог
Каждый серьезный разговор требует времени. Между делом вещая истину, она пройдет мимо и не будет услышана.
• Нет контакта
Делать дело и разговаривать с ребенком несовместимо.
1. Зрительный контакт.
Мозг маленьких детей концентрируется на выполнении только одной задачи. Ребенок, увлеченный игрой, не услышит. Главное установить зрительный контакт и сконцентрировать его внимание на себе. Глаза на уровне глаз ребенка. Обращайтесь по имени. Можно попросить повторить, то, что он услышал.
2. Единственное задание.
Дети не могут запомнить все действия и застревают на каком то этапе. Разделив задачу на простые, ребенок сможет ее выполнить.
3. Говорить понятно.
У детей до 7 лет нет абстрактного мышления. Используя странные фразы («Ворон считать») ребенок не понимает, что от него хотят. Нужно говорить понятно, чтобы он мог понять, что вы хотите сказать.
4. Настоящее.
У всех бывает лопает терпение. Длинные проповеди путают ребенка, он уже не помнит о чем и идет речь. Не нужно вспоминать прошлые пакости малыша и пугать тем что его ждет. Долгие объяснения не имеют смысла. Нужно выражаться кратко и понятно. После лучше отвлечь ребенка какой-то игрой.
5. Последовательность.
Крик вызывает страх, злость, плохое настроение. Если ребенок поймет что нет вариантов выпросить то, что он хочет, то он перестанет игнорировать просьбу.
6. Предупреждать.
Информацию, которую преподносят родители, дети воспринимают с задержкой. Им сложно отвлекаться от интересного к необходимому. Этот навык сформируется ближе к семи годам. Если договориться заранее, то просьба будет услышана.
7. Напоминание.
Очень хорошо развита зрительная память у детей. Для лучшего восприятия хорошо работают картинки. Повесив картинки на которых нарисованы действия (мыть руки) ребенок будет охотнее выполнять их.
8. Альтернатива.
Мозг устроен так что, слыша запрет, хочется его нарушить и сделать так как нельзя. Частицу «не» ребенок опускает в просьбе. Он ее не слышит. Перефразировав по другому запрет, можно добиться выполнения.
9. Не поправлять.
Когда мама постоянно поправляет ребенка (не упади, будь осторожней), ребенок воспринимает как фон мамину речь. Конечно, хочется уберечь от травм, предупредить возможные ошибки в действиях, но тем самым не осознавая родители оказывают давление. Если подумать, то многие замечания можно и не делать.
Все остальные случаи говорят о том, что ребенок действительно не хочет слушать. Только проанализировав причину этого, поставив себя на место ребенка можно решить эту проблему.
Дети всегда копируют поведение родителей, манеру их общения, то, как взаимодействуют мама и папа между собой. Скорее всего причины того что дети не слушаются и не слышат, сидят в родителях. Изменив свою требовательную, властную, поучительную позицию на открытый диалог, сотрудничество можно изменить отношение ребенка к просьбам. Он такой же человек со своими желаниями. Никогда нельзя унижать его.
Разговор с ребенком - важная составляющая воспитания. Есть все шансы укрепить взаимоотношения с ребенком. Если он будет увлечен внимательным и осмысленным диалогом с родителями, то учиться он будет именно такому принципу общения и взаимодействия.